90% "Казатомпрому"? Что ждет урановые СП
Поправки в законодательство могут привести к сокращению участия иностранных компаний, если те не захотят делиться технологиями
Ужесточение условий продления контрактов для иностранных партнеров АО НАК "Казатомпром" (АО "ФНБ "Самрук-Казына" принадлежат 75% от общего количества размещенных акций компании, 25% находятся в свободном обращении на AIX и Лондонской фондовой бирже) является наиболее радикальной частью поправок в Кодекс "О недрах и недропользовании", переданных на подпись президенту РК.
Фактически Казахстан использует свой главный актив – крупнейшие в мире запасы урана и действующие добывающие предприятия – как валюту для покупки того, чего у страны нет, – современные технологии обогащения и гарантированное место на рынке конечной продукции.
Поправки были приняты парламентом в декабре 2025 года и в случае одобрения главы государства начнут работать в следующем году.
Что произойдет?
При продлении контрактов на добычу урана обновленный кодекс фактически требует либо концентрации не менее 90% доли в совместных предприятиях у "Казатомпрома", либо передачи национальной компании технологий и оборудования по конверсии и обогащению урана до формы гексафторида урана 5%-ной концентрации в сырье (UF₆) с локализацией производства в Казахстане.
Таким образом, вопрос продления контрактов напрямую увязывается не только с перераспределением собственности, но и с доступом к критически чувствительным технологиям ядерного топливного цикла.
Низкообогащенный уран в Казахстане
Гексафторид урана сам по себе не является оружейным продуктом, однако UF₆, доведенный до уровня около 5% по изотопу U-235, в международной практике относится к низкообогащенному урану, это полуфабрикат с добавочной стоимостью.
Какие контракты могут быть пересмотрены в ближайшее время - об этом NBK рассказал в предыдущем материале.
Проблема заключается в том, что для иностранных партнеров выполнение такого условия может оказаться юридически или политически невозможным, что создает риск затяжных переговоров, заморозки инвестиций и пересмотра участия в действующих проектах.
Рынок всегда понимал
Специалист в сфере промышленности, член Клуба экспертов сената парламента РК Тельман Шуриев высказал мнение в разговоре с NBK, что у "Казатомпрома" сейчас не стоит вопрос привлечения инвестиций. Компания показывает хорошие результаты.
Уран всегда рассматривался государством как отдельный проект, не в рамках нефтянки и ГМК, – всегда имелась в виду монополия для "Казатомпрома". Рынок это понимал.
"Я не думаю, что произойдет инвестиционный отток. Рынок урана будет расти. Новые АЭС, развитие ИИ – все это логично увязывается в поправки", – говорит Шуриев.
К чему игра?
В опубликованном 5 сентября 2025 года "World Nuclear Fuel Report 2025" ("Мировом ядерном топливном докладе"), подготовленном Всемирной ядерной ассоциацией (World Nuclear Association, WNA), подтверждены прогнозы долгосрочного роста спроса на U₃O₈ (основная товарная форма урана, которую часто называют "желтый кек", - что и экспортирует "Казатомпром", фактически просто добывая). Данный рост, как цитирует Financial Times, достигнет 150,525 тыс. тонн урана к 2040 году по сравнению с текущими потребностями в 68,92 тыс. тонн.
Однако, согласно докладу, мировые запасы могут сократиться вдвое в период с 2030-го по 2040 год из-за истощения ресурсов – если не будут сделаны значительные инвестиции в новые проекты.
Акции "Казатомпрома" в годовом выражении показывают впечатляющий рост – более 53% за последние 12 месяцев.