Акции владельца "Казцинка" обвалились из-за срыва сделки о слиянии
Rio Tinto и Glencore не договорились о создании крупнейшей в мире ГМК-группы
Rio Tinto и Glencore отказались от сделки по слиянию на сумму $260 млрд, в результате которой должна была появиться крупнейшая в мире горнодобывающая группа, – на фоне ажиотажа вокруг меди, который подпитывается бумом искусственного интеллекта, пишет Financial Times.
После более чем 18-месячных, периодически прерывавшихся переговоров стороны зашли в тупик как по вопросу цены, так и по вопросу управления, в то время как в четверг наступил крайний срок, установленный регулирующими органами для принятия решения.
В своем заявлении Rio Tinto сообщила, что "пришла к выводу о невозможности достижения соглашения, которое принесло бы выгоду ее акционерам".
В свою очередь Glencore заявила, что категорически возражала против требований Rio Tinto сохранить своего председателя совета директоров и генерального директора в объединенной компании и что предложение Rio Tinto "значительно занижает реальную стоимость Glencore", в том числе неадекватно оценивает ее медный бизнес.
По словам источников, близких к переговорам, Glencore добивалась премии, которая обеспечила бы ее акционерам около 40% объединенной компании.
После этих новостей акции Glencore упали на 10% в ходе торгов в Лондоне. Акции Rio Tinto практически не изменились в цене, снизившись примерно на 2,6%.
В начале января обе компании подтвердили, что ведут переговоры о сделке, и установили крайний срок – 5 февраля – для того, чтобы "либо сделать предложение, либо отказаться", если только обе стороны не решат продлить переговоры. Теперь им придется отложить любые обсуждения как минимум на шесть месяцев.
Источники не исключили возможности возвращения обеих компаний за стол переговоров.
Glencore владеет в Казахстане контрольным пакетом "Казцинка" (69,74%). Доля нацкомпании "Тау-Кен Самрук" (дочка "Самрук-Қазына") в проекте составляет 29,82%. Glencore уже длительное время рассматривает продажу своей контрольной доли в "Казцинке" и вела переговоры с различными покупателями, включая китайские компании и казахстанского бизнесмена Шахмурата Муталипа, но эти попытки срывались.