Без Москвы
Казахстан усиливает диверсификацию экспорта нефти и укрепляет транскаспийское сотрудничество
Недавний визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан ожидался давно — политологи указывали, что в связи с ростом рисков для транзита энергоносителей через Россию обе страны активизируют переговоры о новых экспортных маршрутах. Более того, буквально за неделю до встречи двух лидеров министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов в ходе выступления на 21-м заседании Совместной межправительственной комиссии говорил о том, что нефтяная SOCAR и АО НК "КазМунайГаз" наращивают планы по транзиту казахстанской нефти через акваторию Каспия. По его информации, к 2027 году объем транзита планируется довести до 7 млн тонн в год, а затем возможно дальнейшее наращивание на взаимовыгодных условиях. Визит же самого Алиева в Астану состоялся по приглашению президента Касым-Жомарта Токаева и был широко анонсирован в азербайджанских и казахстанских СМИ.
По официальным данным, лидеры обсудили вопросы энергетики, транспорта и инвестиций. Центральной темой переговоров стали транскаспийские маршруты и диверсификация экспорта нефти, включая использование инфраструктуры Азербайджана для казахстанской нефти, что подтверждают источники в Министерстве энергетики РК. Важно, что за последние три года это пятый официальный визит Алиева в Казахстан.
Конфликт затянулся
Незадолго перед встречей, как игра событий, случилась очередная атака дронов на нефтяную инфраструктуру на территории России вблизи с границей Казахстана, в результате чего опять пострадали экспортные маршруты. Вероятно, этот фактор придал еще больше уверенности казахстанской и азербайджанской сторонам.
Напомним, 19 октября 2025 года беспилотники атаковали газоперерабатывающий завод в Оренбургской области, который после этого временно прекратил прием казахстанского газа с Карачаганакского месторождения.Ранее, 17 февраля 2025 года, дроны атаковали насосно-перекачивающую станцию в системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, основные доли: 24% - ПАО "Транснефть", 19% - АО НК "КазМунайГаз", 15% - "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум" - прим. ред.), через которую Казахстан экспортирует около 80% добываемой нефти в Европу.
Такие инциденты усиливают тревогу: затяжной конфликт между Россией и Украиной продолжает создавать угрозы для стабильности транзитных маршрутов Казахстана, что, по мнению аналитиков, может привести к росту страховых премий и пересмотру контрактов по поставкам, о чем также писал Bloomberg.
Посчитали - прослезились
На сегодня ни КТК, ни Министерство энергетики РК не публиковали официальных подсчетов ущерба по итогам атаки. Оренбургский ГПЗ также публично не представили точной информации о серьезности повреждений.
Однако, эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов в беседе с NBK отметил, что последние официальные релизы КТК (17 февраля и 25 сентября 2025 года) касались фактов атак на Кропоткинскую насосную станцию и офис в Новороссийске — без указания цифр.
КТК тогда заявлял, что перекачка нефти продолжилась по резервным маршрутам и график экспортов удалось сохранить. Reuters и Bloomberg подтверждали, что отгрузка CPC Blend в марте–апреле шла на уровне около 1,7 млн баррелей в сутки, то есть серьезной остановки не было.
При отсутствии официальных подсчетов можно применить международную практику — сценарную оценку, считает Исмаилов. Если предположить, что атаки временно снизили пропускную способность КТК на 10% на протяжении одной недели, при цене Brent около $85, то совокупная "недопоставка" составила примерно 1,2 млн баррелей или порядка $100 млн валовой выручки. Из них потенциально $20–30 млн могли составить недополученные налоговые поступления Казахстана (рентный налог и НДПИ). Однако эксперт подчеркнул: это иллюстративный расчет, не официальные цифры. КТК официально подтверждает устойчивую работу системы и восстановление объектов без критических простоев.
Что касается страхования, то у таких систем традиционно действует имущественное и бизнес-страхование с дополнительными покрытиями "war & terrorism". Если атака квалифицируется как террористическая и покрытие по этому риску приобретено, выплаты производит страховая компания. Если нет — затраты остаются на балансе КТК и могут быть учтены в будущих тарифах. Это стандартная практика для трубопроводов подобного масштаба, поясняет Исмаилов.
Что может предложить Азербайджан
Очень серьезный момент, о чем официально было сказано министром энергетики Азербайджана Парвизом Шахбазовым на прошлой неделе: "Мы готовы к углублению взаимодействия в области развития Среднего коридора – Транскаспийского международного транспортного маршрута и использования новых возможностей, в том числе в перспективе открытия Зангезурского коридора".
Зангезурский коридор теперь называют "Маршрут Трампа за международный мир и процветание" (TRIPP, должен соединить основную территорию Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой через Сюникскую область на юге Армении - прим. ред.). Его дипломатическая история, несмотря на предшествовавший долгий конфликт Азербайджана и Армении, продолжила развитие 8 августа 2025 года в Вашингтоне, где стороны при посредничестве США подписали соглашение о транзитном маршруте. В рамках этого соглашения контроль над коридором был передан Соединенным Штатам на 99 лет, что стало важным шагом на пути к его открытию.
Для Армении отстаивание своих условий было принципиально важно во всех пунктах. К примеру, в сентябре этого года министр иностранных дел страны Арарат Мирзоян в интервью изданию Deutsche Welle заявил, что это не коридор, а просто армянская железная дорога (планируемая - прим. ред.). "У нас сложилось впечатление, что в течение нескольких месяцев и ряда переговоров азербайджанская сторона пыталась придать этой территории какие-то признаки экстерриториального коридора. Например, они требовали разместить на этой железной дороге дополнительные вооруженные силы третьей стороны. То есть имелось ввиду, что российские войска должны быть размещены вдоль. Это было неприемлемо для нас",- подчеркнул он.
Доктор политических наук, профессор Ваге Давтян сказал NBK, что пока еще нет окончательного технико-экономического обоснования проекта (железная дорога была разобрана после карабахского конфликта 1992–1994 гг. – прим. ред.). Это, в свою очередь, связано с комплексом нерешенных геополитических проблем: подписание соглашения в Вашингтоне еще не означает, что "маршрут Трампа" будет реализован: остается много геополитических противоречий между региональными и нерегиональными акторами, считает собеседник.
При этом известно, что с азербайджанской стороны инфраструктура практически готова. Что же касается армянского участка, то, согласно недавнему заявлению МИД Армении, для его строительства потребуется как минимум два года.
Относительно пропускной способности оценки также разнятся: изначально, в 2020-2021 гг., официальный Баку заявлял о 10 млн тонн нефти в год, сегодня говорится о 15 млн тонн.
"Думаю, как первая, так и вторая цифры несколько завышены. Основанием для моего скепсиса служат показатели железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БКТ), через которую осуществляются перевозки между Азербайджаном и Турцией, в том числе с реэкспортом в Нахичевань (Азербайджан). Так вот, согласно статистике, за первую половину 2025 года по БТК было перевезено лишь 250 тыс. тонн - при пропускной способности в 6 млн тонн. И это в том случае, когда БТК функционирует на более безопасных и геополитически менее напряженных участках", - комментирует Давтян.
Население Нахичеванской Автономной Республики - около 470 тыс. человек, экономика в основном строится на сельском хозяйстве, промышленный потенциал невысок. Следовательно, тиражируемые 15 млн тонн - сильно завышенная цифра. Если же рассматривать перспективу подключения к железной дороге Игдир-Карс (Турция), то опять-таки параллель с БТК будет более чем уместной. Давтян уверен, что цель коридора - преимущественно стратегическая и сводится к наращиванию военного присутствия Анкары в Нахичевани и обеспечению выхода Турции на Каспий и Центральную Азию.
Выход был всегда
По мнению профессора Давтяна, если проект будет реализован, то, безусловно, казахстанская нефть может получить диверсификационную возможность для выхода на западные рынки - в обход логистики КТК. Астана нацелена существенно нарастить экспорт по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), а с учетом перегруженности последнего альтернативные маршруты представляются необходимостью. В прошлом году транзит казахской нефти через Азербайджан составил почти 1,5 млн тонн (в 2025 году прогнозируется объем около 1,7 млн тонн - прим. ред.), и, как заявляет президент Токаев, есть планы в ближайшие годы в несколько раз увеличить этот показатель.
Очевидно, отмечает Давтян, что проект нацелен не только на обеспечение транспортной, но также энергетической коммуникации. В частности, Баку неоднократно акцентировал внимание на возможности проведения через коридор трубопроводов и линий электропередач в Турцию и далее в Европу. "Полагаю, такая перспектива может выглядеть вполне привлекательно для Казахстана как важного участника "Срединного коридора". Важно понимать, что открытие коммуникации через юг Армении в конченом итоге нацелено на диверсификацию "Срединного коридора", и интересы Астаны вписываются сюда вполне органично", - резюмировал профессор.