Геополитика

Без Москвы

Казахстан усиливает диверсификацию экспорта нефти и укрепляет транскаспийское сотрудничество

Ссылка скопирована
Без Москвы
Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Астане, октябрь 2025 года

Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан, состоявшийся 20-21 октября, ожидался давно — политологи указывали, что в связи с ростом рисков для транзита энергоносителей через Россию обе страны активизируют переговоры о новых экспортных маршрутах.

Более того, буквально за неделю до встречи двух лидеров министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов в ходе выступления на 21 заседании совместной межправительственной комиссии говорил о том, что нефтяная SOCAR и нацкомпания "КазМунайГаз" наращивают планы по транзиту казахстанской нефти через акваторию Каспия. По его информации, к 2027 году объем транзита планируется довести до 7 млн тонн в год, а затем возможно дальнейшее наращивание на взаимовыгодных условиях.

Визит же самого Алиева в Астану состоялся по приглашению президента Касым-Жомарта Токаева и был широко анонсирован в азербайджанских и казахстанских СМИ.

По официальным данным, лидеры обсудили вопросы энергетики, транспорта и инвестиций. Центральной темой переговоров стали транскаспийские маршруты и диверсификация экспорта нефти, включая использование инфраструктуры Азербайджана для казахстанской нефти, что подтверждают источники в Министерстве энергетики РК. Важно, что за последние три года это пятый официальный визит Алиева в Казахстан.

Конфликт затянулся

Незадолго перед встречей, как игра событий, случилась очередная атака дронов на нефтяную инфраструктуру на территории России вблизи с границей Казахстана, в результате чего опять пострадали экспортные маршруты. Вероятно, этот фактор придал еще больше уверенности казахстанской и азербайджанской сторонам.

Напомним, 19 октября 2025 года беспилотники атаковали газоперерабатывающий завод в Оренбургской области, который после этого временно прекратил прием казахстанского газа с Карачаганакского месторождения. Ранее, 17 февраля 2025 года, дроны атаковали насосно-перекачивающую станцию в системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, основные доли: 24% - ПАО "Транснефть", 19% - АО НК "КазМунайГаз", 15% - "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум"), через которую Казахстан экспортирует около 80% добываемой нефти в Европу.

Такие инциденты усиливают тревогу: затяжной конфликт между Россией и Украиной продолжает создавать угрозы для стабильности транзитных маршрутов Казахстана, что, по мнению аналитиков, может привести к росту страховых премий и пересмотру контрактов по поставкам, о чем также писал Bloomberg.

Посчитали - прослезились

На сегодня ни КТК, ни Министерство энергетики РК не публиковали официальных подсчетов ущерба по итогам атаки. Оренбургский ГПЗ также публично не представил точной информации о серьезности повреждений.

Однако эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов в беседе с NBK отметил, что последние официальные релизы КТК (17 февраля и 25 сентября 2025 года) касались фактов атак на Кропоткинскую насосную станцию и офис в Новороссийске — без указания цифр.

КТК тогда заявлял, что перекачка нефти продолжилась по резервным маршрутам и график экспортов удалось сохранить. Reuters и Bloomberg подтверждали, что отгрузка CPC Blend в марте  апреле шла на уровне около 1,7 млн баррелей в сутки, то есть серьезной остановки не было.

При отсутствии официальных подсчетов можно применить международную практику — сценарную оценку, считает Исмаилов. Если предположить, что атаки временно снизили пропускную способность КТК на 10% на протяжении одной недели, то при цене Brent около $85 совокупная "недопоставка" составила примерно 1,2 млн баррелей, или порядка $100 млн валовой выручки. Из них потенциально $20–30 млн могли составить недополученные налоговые поступления Казахстана (рентный налог и НДПИ). Однако эксперт подчеркнул: это иллюстративный расчет, не официальные цифры. КТК официально подтверждает устойчивую работу системы и восстановление объектов без критических простоев.

Что касается страхования, то у таких систем традиционно действует имущественное и бизнес-страхование с дополнительными покрытиями "war & terrorism". Если атака квалифицируется как террористическая и покрытие по этому риску приобретено, выплаты производит страховая компания. Если нет — затраты остаются на балансе КТК и могут быть учтены в будущих тарифах. Это стандартная практика для трубопроводов подобного масштаба, поясняет Исмаилов.

Что может предложить Азербайджан

Очень серьезный момент, о чем официально было сказано министром энергетики Азербайджана Парвизом Шахбазовым на прошлой неделе: "Мы готовы к углублению взаимодействия в области развития Среднего коридора – Транскаспийского международного транспортного маршрута и использования новых возможностей, в том числе в перспективе открытия "Зангезурского коридора".

"Зангезурский коридор" теперь называют "Маршрут Трампа за международный мир и процветание" (TRIPP, он должен соединить основную территорию Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой через Сюникскую область на юге Армении - NBK). Его дипломатическая история, несмотря на предшествовавший долгий конфликт Азербайджана и Армении, продолжила развитие 8 августа 2025 года в Вашингтоне, где стороны при посредничестве США подписали соглашение о транзитном маршруте. В рамках этого соглашения контроль над коридором был передан Соединенным Штатам на 99 лет, что стало важным шагом на пути к его открытию.

Для Армении отстаивание своих условий было принципиально важно во всех пунктах. К примеру, в сентябре этого года министр иностранных дел страны Арарат Мирзоян в интервью изданию Deutsche Welle заявил, что это не коридор, а просто армянская железная дорога (планируемая - NBK). "У нас сложилось впечатление, что в течение нескольких месяцев и ряда переговоров азербайджанская сторона пыталась придать этой территории какие-то признаки экстерриториального коридора. Например, они требовали разместить на этой железной дороге дополнительные вооруженные силы третьей стороны. То есть имелось в виду, что российские войска должны быть размещены вдоль. Это было неприемлемо для нас", - подчеркнул он.

Доктор политических наук, профессор Ваге Давтян сказал NBK, что пока еще нет окончательного технико-экономического обоснования проекта (железная дорога была разобрана после карабахского конфликта 1992–1994 гг. – NBK). Это, в свою очередь, связано с комплексом нерешенных геополитических проблем: подписание соглашения в Вашингтоне еще не означает, что "маршрут Трампа" будет реализован: остается много геополитических противоречий между региональными и нерегиональными акторами, считает собеседник.

При этом известно, что с азербайджанской стороны инфраструктура практически готова. Что же касается армянского участка, то, согласно недавнему заявлению МИД Армении, для его строительства потребуется как минимум два года.

Относительно пропускной способности оценки также разнятся: изначально, в 2020-2021 годах, официальный Баку заявлял о 10 млн тонн нефти в год, сегодня говорится о 15 млн тонн.

"Думаю, как первая, так и вторая цифры несколько завышены. Основанием для моего скепсиса служат показатели железной дороги Баку - Тбилиси - Карс (БКТ), через которую осуществляются перевозки между Азербайджаном и Турцией, в том числе с реэкспортом в Нахичевань (Азербайджан). Так вот, согласно статистике, за первую половину 2025 года по БТК было перевезено лишь 250 тыс. тонн - при пропускной способности в 6 млн тонн. И это притом, что БТК функционирует на более безопасных и геополитически менее напряженных участках", - комментирует Давтян.

Население Нахичеванской Автономной Республики - около 470 тыс. человек, экономика в основном строится на сельском хозяйстве, промышленный потенциал невысок. Следовательно, 15 млн тонн - сильно завышенная цифра. Если же рассматривать перспективу подключения к железной дороге Игдир - Карс (Турция), то опять-таки параллель с БТК будет более чем уместной. Давтян уверен, что цель коридора - преимущественно стратегическая и сводится к наращиванию военного присутствия Анкары в Нахичевани и обеспечению выхода Турции на Каспий и в Центральную Азию.

Выход был всегда

По мнению профессора Давтяна, если проект будет реализован, то, безусловно, казахстанская нефть может получить диверсификационную возможность для выхода на западные рынки - в обход логистики КТК. Астана нацелена существенно нарастить экспорт по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), а с учетом перегруженности последнего альтернативные маршруты представляются необходимостью. В прошлом году транзит казахской нефти через Азербайджан составил почти 1,5 млн тонн (в 2025 году прогнозируется объем около 1,7 млн тонн - NBK), и, как заявляет президент Токаев, есть планы в ближайшие годы в несколько раз увеличить этот показатель.

Очевидно, отмечает Давтян, что проект нацелен на обеспечение не только транспортной, но также энергетической коммуникации. В частности, Баку неоднократно акцентировал внимание на возможности проведения через коридор трубопроводов и линий электропередач в Турцию и далее в Европу. "Полагаю, такая перспектива может выглядеть вполне привлекательно для Казахстана как важного участника Среднего коридора. Важно понимать, что открытие коммуникации через юг Армении в конечном итоге нацелено на диверсификацию Среднего коридора, и интересы Астаны вписываются сюда вполне органично", - резюмировал профессор.