Бизнес-омбудсмен: расчеты правительства основаны на методологической ошибке
Канат Нуров считает, что необходимо отложить вступление в силу запрета на вычеты по операциям с предпринимателями на "упрощенке"
Запрет на вычеты по сделкам с "упрощенщиками" в новом Налоговом кодексе основан на ошибках в методике и логике. Об этом заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Канат Нуров.
Как объяснил Нуров, он обратился к спикеру сената с просьбой об отдельном законопроекте по отсрочке вступления в силу нормы Налогового кодекса о непринятии на вычеты расходов от субъектов специального налогового режима (СНР). После обращения его попросил о встрече заместитель председателя Комитета государственных доходов Жаныбек Нуржанов.
В ходе встречи зампред комитета представил презентацию, где были даны расчеты, обосновывающие запрет вычетов от субъектов СНР (п. 6 ст. 286 Налогового кодекса, который вступит в силу 1 января 2026 года).
"В ней (презентации) представлялся вывод о том, что налогоплательщики на общем установленном режиме (ОУР) используют субъектов СНР для снижения своей суммы КПН с 20% до 3% от прибыли при помощи выведения своей прибыли на счета субъектов СНР в виде оплаты их фиктивных электронных счетов-фактур, - отметил Канат Нуров. - Этот уход субъектов ОУР от налогов каким-то образом увязывался с нулевыми декларациями и отсутствием наемного персонала у субъектов СНР, которые якобы занимали подавляющую (около 90%) долю среди всего числа 396 969 субъектов СНР на УД (упрощенной декларации) и коэффициент налоговой нагрузки которых был ниже среднеотраслевого".
В связи с этим, по мнению зампреда КГД, в офисе бизнес-омбудсмена "зря беспокоятся об этих фиктивных по сути "лжепредприятиях", борясь против запрета на вычеты от СНР".
Однако после того, как эксперты изучили цифры из презентации, они сочли заключения КГД необоснованными и привели следующие аргументы.
Во-первых, согласно законодательству, ИП – это по сути самозанятое физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою личную, ничем не ограниченную имущественную ответственность. Следовательно, отсутствие официального штата сотрудников у ИП не доказывает фиктивности его вполне реальных сделок на рынке.
Во-вторых, в представленных расчетах содержалась серьёзная методологическая ошибка, которая привела к искажению статистики, смещению распределений и занижению аналитических показателей по уплате налогов работающими субъектами СНР: в выборку было включено огромное количество бездействующих предприятий и ИП, сдающих нулевые декларации, что противоречит принципам корректности и достоверности налогово-статистических данных.
Такие категории не отражают фактический уровень доходов и не могут использоваться для анализа распределения доходности или расчета агрегированных показателей по уплате налогов. Нулевые декларации чаще всего свидетельствуют о временном отсутствии деятельности, а непредоставление отчётности исключает возможность определения дохода. В целях повышения корректности и достоверности данных следует учитывать такие категории отдельно или вообще исключать их из расчетов основной выборки активных налогоплательщиков.
В-третьих, отдельного внимания заслуживает и логическая ошибка при использовании коэффициента налоговой нагрузки (КНН) в отношении СНР без учета того, что это льготный режим налогообложения, где КНН естественно ниже отраслевых значений. Более того, КНН зависит не только от ставки налога, но и от вида деятельности, структуры затрат и применяемого режима.
"Таким образом, наше опасение о возможных изначально ошибочных расчетах относительно запрета вычетов, к сожалению, подтвердилось, - сделал вывод Канат Нуров. - В то время как принимать такие решения, как запрет вычетов, следует только на основе корректных и методологически выверенных данных, учитывая критическую важность для всей экономики связей малого бизнеса с крупным".
Как пишет Нуров, офис уполномоченного по защите прав предпринимателей начале недели официально представит Минфину и Минэкономики "исправленную таблицу их расчетов для того, чтобы они сами инициировали отлагательный порядок вступления в юридическую силу запрета для ОУР вычетов от СНР".