Efficiency over effectiveness
Либерализация экономики Казахстана выходит в стадию практических решений
Тридцатичетырехлетний толстый алкоголик с одышкой - наша экономика - сделав пару приседаний, недовольно оглядывает себя в зеркало, не видя результатов. Отсюда и поразмышляем.
Либерализация экономики Казахстана, начатая после выхода президентского указа о мерах по либерализации (май 2024 года), чихая и кашляя, но выходит в стадию практических решений. Вернее, правительство начало его реализацию в январе 2025-го.
За этот год правительство запустило сразу несколько инициатив - пересмотр правил тарифообразования, "желтые страницы" в закупках, демонтаж перекрестного субсидирования и инвентаризация активов квазигоссектора. Шаги, по идее, очень важные, направленные на восстановление рыночных стимулов, создание предсказуемой среды для инвестора и снижение хронической нагрузки на бюджет.
В инфраструктурных секторах - от энергетики до коммунальных услуг - началось поэтапное внедрение стимулирующей методологии тарифообразования. Для нас это принципиально важно - без понятных правил доходности невозможно привлечь частный капитал, а значит, невозможно восстановить изношенные сети, многие из которых эксплуатируются десятилетиями без системных ремонтов. Там, разумеется, быстро не получится.
Во-вторых, либерализация должна открыть путь к снижению роли государства там, где рынок способен конкурировать самостоятельно. Однако правила госзакупок еще корявые и вызывают тихое бешенство бизнеса. Есть ожидания от АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции), что приватизационные решения и ограничение непрофильного участия госсектора будут осуществлены, дабы сделать эффективнее ситуацию и обеспечить те самые длинные деньги в экономике. Пока государство, конечно, вкладывает в ремонт ТЭЦ и строительство дорог, однако это только промежуточный этап. Потом надо будет снизить госучастие. Сможем ли мы, как США, вынести эти решения на уровень регионов – в значительной степени будет зависеть от качества управленческого персонала в областях. Остаются очень большие претензии к акиматам многих регионов по разумности затрат. Там руки чешутся освоить бюджет любой ценой, однако нужна жестокая финансовая дисциплина.
Лично я ожидаю, что надо теперь внедрять инструменты для аудита субсидий. Наша страна долгое время опиралась на модель дешевых тарифов для всех, которая внешне казалась привлекательной, но на деле создавала долги перед монополистами, износ инфраструктуры и постоянное давление на бюджет и Национальный фонд. Думаю, нужна адресная помощь – например, обнуление или 70-80% скидки по коммуналке для пенсионеров. Если мы не можем поднять пенсии (пенсионная реформа была проведена, но ослабление тенге за последние 10 лет сильно подорвало реальные пенсии), то надо хотя бы постараться ввести немонетарные.
Разумеется, Казахстан, как и многие страны с мягкой валютой, сталкивается с двумя серьезными угрозами: инфляционными ожиданиями и высокой чувствительностью людей к изменению стоимости коммунальных услуг. На фоне высокой базовой ставки любое резкое повышение тарифов способно создать социальный импульс, который затем придется гасить административными мерами. Отсюда и временная пауза в отпуске тарифов и цен.
Существует и структурный риск: быстрый переход к полной рыночности без защиты социально уязвимых семей может привести к росту долгов по коммуналке. Да и доверие к реформам снизится. Отсюда буферный период до конца первого квартала 2026 года. Не исключаю, что надо будет еще пару перерывов сделать, чтобы бизнес и люди адаптировались.
При этом чрезмерно резкое снятие субсидий создаст угрозу для инфраструктурных компаний. В этом случае от них одновременно потребуется и выполнять инвестиционные программы (ремонтировать), и обеспечивать скачок эффективности, и демонстрировать социальную гибкость. Разумеется, это приведет к задержкам по капзатратам, росту аварийности и ухудшению качества услуг, что неизбежно вызовет критику со стороны общества и популистский откат от реформ. Внимательно слежу за ремонтом ТЭЦ-3 в Алматы. Там, кажется, может быть серьезное опоздание.
Почему нужно будет еще несколько раз делать паузу в отпуске тарифов? Чтобы синхронизировать социальные ожидания и реформы. Люди должны убедиться, что либерализация - не шоковая терапия. Никто не снимает с государства ответственность за контроль качества и доступности услуг, акиматам нужно будет сильно стараться контролировать местные монополии и их подрядчиков. Вот сейчас, во время паузы в либерализации, и надо выровнять коммуникацию, объяснить новые правила игры, внедрить адресные субсидии и протестировать их администрирование. Тем более что ИИ везде хотят внедрить.
Прикидываю, что до конца первого квартала 2026 года отраслевые регуляторы и компании должны будут не просто отдыхать, а завершить аудит затрат, пересчитать инвестиционные программы и подготовить прозрачную 3–5-летнюю траекторию тарифов. Как раз к тому времени подоспеет реакция бизнеса на новый Налоговый кодекс, который встретил много критики. Вероятнее всего, 2026 год пройдет под знаком каких-то изменений в нем. Это сейчас, "в моменте", кажется все понятным и предсказуемым, но отчетность за первый квартал покажет, где были допущены ошибки, требующие исправлений.
Полагаю, декабрь-январь-февраль надо использовать для улучшения контроля за эффективностью квазигоссектора как важной и гигантской части экономики. Это не только "Самрук-Казына" и "Байтерек" или QazaqGaz и КМГ. Речь идет о всем спектре: СПК, РГП и прочие компании с долей госучастия и государственного финансирования.
Ну и надо все же стабилизировать макроэкономические показатели. Вероятнее всего, базовая ставка будет снижена в первом квартале, чтобы ставки по ГЦБ не росли и не создавали задел для будущей инфляции.
Либерализация экономики - не одномоментное решение и не просто корректировка тарифов. Раз уж Казахстан начал этот путь, заднюю включать нельзя.
Хотя, положа руку на сердце, – можно и отключить либерализацию. Вернуть субсидирование до исчерпания Нацфонда. Но потом наш грузовик въедет в бетонную стену реформ в стиле Харви Милея или Гайдара. Нацфонд в этом случае закончится в 2031-2032 годах.
Скажу очевидную, хоть и рискованную вещь: для дальнейшей либерализации нужно будет пересмотреть план по удвоению ВВП, который никак не соотносится со снижением присутствия госдоли в экономике. Пусть реформы идут реформами, а ВВП растет как ему нравится, будучи не KPI, а просто результатом реформ. В таких структурных реформах нельзя гнать план любой ценой. Даже наоборот, надо готовиться к периодам снижения ВВП и замедления роста. В этом нет трагедии, в этом - управленческая осмотрительность. Efficiency over effectiveness. Мы не стометровку бежим, а марафон. Реструктуризация экономики - это гигантское изменение ландшафта. Как говорят китайцы, тот, кто делает большие шаги, не идет быстрейшим способом, а тот, кто стоит на цыпочках, не стоит устойчиво.
Если так сделаем - результаты увидим уже к концу 2026 года, максимум к середине 2027-го - прекрасный структурный рост. Если не забывать про финдисциплину госбюджета (это центральный и региональные бюджеты).
Все эти реформы должны продолжаться вместе с серьезнейшими антикоррупционными мерами. В идеальных условиях быстрая либерализация должна снизить коррупционные стимулы, однако она может стать неуправляемой с социальной точки зрения. Знаю, что есть призывы оставить все как есть, субсидии и все такое, а пока решить вопросы коррупции. На эмоциональном уровне понимаю желание продлить хотя бы такую реальность. Увы, коррупцию на 100% не победить. Китайцы коррупционеров стреляют пачками - все равно воруют.
P. S. И не надо забывать, что благосостояние государства - это не только экономика, но и социальное самочувствие людей. И реформы должны быть шире, чем только в экономике – необходимы реформы в правоохранительных органах, судебной системе и многом другом.
Расул Рысмамбетов,
председатель правления Национального аналитического центра NU