Фармрынок РК драматично упал в этом году - вице-президент “STADA Евразия”
Главная причина – ценовое регулирование
По итогам десяти месяцев 2025 года фармацевтический рынок Казахстана демонстрирует снижение в натуральных показателях: весь рынок упал на 13% в упаковках, безрецептурный сегмент – на 15,5%, рецептурный – на 11%. Годом ранее рынок показывал рост 2-3% в объемах, что воспринималось как восстановление после постковидного периода, однако эта динамика в 2025-м сменилась корректировкой. Такие данные были представлены в ходе встречи с журналистами Арминаса Мацевичуса, вице-президента фармгруппы STADA по региону Евразия.
“Объемы рынка снижаются, хотя в деньгах он остается в плюсе – около 8%. Но это не рост потребления, а компенсация инфляции. Себестоимость же растет быстрее: почти 80% фармингредиентов производится в Индии и Китае, и высокая концентрация поставок делает рынок чувствительным к удорожанию сырья. Дополнительное давление создают энергоресурсы и логистика: фармацевтические перевозки за последние годы подорожали примерно на 50%. В этих условиях маржа компаний неизбежно сжимается”, - отметил Мацевичус.
Судя по комментариям, основной причиной падения рынка в этом году топ-менеджер компании - лидера по продаже безрецептурных препаратов в Казахстане считает ценовое регулирование со стороны государства. С этого года вступили в силу правила, согласно которым дженерики должны стоить на 30% дешевле оригинальных препаратов. При этом неважно, истек ли у оригинала срок патентной защиты (как правило, после этого цена сильно падает) и какую цену устанавливает его производитель. В результате дженерики, которые должны стоить еще на треть дешевле, по словам STADA, завозить стало нерентабельно. Такая ситуация, как считают в компании, сократила линейку предлагаемых в стране доступных препаратов, ко многим из которых привык потребитель.
“В итоге рынок драматично упал, хотя по финансовым показателям нам [в Казахстане] удалось удержаться в безубытке, что в текущей ситуации я считаю успехом, - заявил Мацевичус. – Но никаких планов роста мы, конечно, не выполнили. Кроме того, пришлось сократить бюджет на рекламу, социальные проекты”.
Что касается 2026 года, то глава подразделения компании сохраняет оптимизм, хотя опасается возможного отрицательного влияния нового Налогового кодекса и очередных “черных лебедей”.
Было также отмечено, что нарастает тенденция онлайн-покупок. По мнению “STADA Евразия”, Казахстан демонстрирует наиболее зрелую модель ePharma в регионе благодаря развитой цифровой инфраструктуре, высокому проникновению сервисов быстрой доставки и активности маркетплейсов.
Согласно прогнозам компании, в 2026–2027 годах online-каналы будут расти в два-три раза быстрее офлайн-рынка, особенно в категориях OTC (безрецептурные препараты), витаминов и товаров первой необходимости.
Штаб-квартира STADA Arzneimittel AG расположена в Бад-Вильбеле, Германия. Компания производит и реализует: товары для здоровья потребителей (Consumer Healthcare); генерические препараты; специализированную фарму (Specialty Pharma). Продукция представлена более чем в 100 странах мира. В 2024 финансовом году компания достигла выручки в размере 4,059 млрд евро и показала скорректированную прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации в сопоставимых курсах валют (adj. cc EBITDA) на уровне 886 млн евро.