Главный для Казахстана нефтепровод оказался уязвимой артерией
В результате атаки пропускная способность КТК снижается на 30-35%
В воскресенье, 30 ноября, на сайте Министерства иностранных дел РК появилась информация о выражении протеста в связи с очередной атакой на критическую инфраструктуру международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в акватории морского порта Новороссийска (РФ).
"Произошедшее является уже третьим актом агрессии против исключительно гражданского объекта, функционирование которого гарантировано нормами международного права, - говорится в заявлении МИД РК. - Казахстан, как ответственный участник глобального энергетического рынка, неизменно выступает за сохранение устойчивости и бесперебойности поставок энергоносителей. Подчеркиваем, что КТК играет значимую роль в поддержании стабильности мировой энергетической системы. Рассматриваем произошедшее как действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям Республики Казахстан и Украины, и ожидаем от украинской стороны принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем".
Атака была произведена 29 ноября безэкипажными катерами. В результате морской терминал получил значительные повреждения, сообщила пресс-служба консорциума.
Повреждено выносное причальное устройство (ВПУ-2) КТК, через которое перекачивается казахстанская нефть. Погрузочные и иные операции были прекращены, танкеры отведены за пределы акватории. Казахстан по этому маршруту экспортирует до 80% своей нефти на мировые рынки.
Атаки 2025 года
До этого удар, помешавший работе казахстанской нефтянки, был нанесен 17 февраля 2025 года, когда дроны атаковали насосно-перекачивающую станцию в системе КТК.
Позже, 19 октября 2025 года, беспилотники атаковали газоперерабатывающий завод в Оренбургской области, который после этого временно прекратил прием казахстанского газа с Карачаганакского месторождения.
Украина не заявляла, что берет на себя ответственность, ни в одном из этих случаев.
Такие инциденты усиливают тревогу наблюдателей с разных сторон. Затяжной конфликт между Россией и Украиной продолжает создавать угрозы для стабильности транзитных маршрутов Казахстана, что, по мнению аналитиков, может привести к росту страховых премий и пересмотру контрактов по поставкам, о чем также писал Bloomberg.
NBK приводил подсчет возможного ущерба в результате февральской атаки. А эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов рассказал, кто за это будет платить. По его словам, у таких систем традиционно действует имущественное и бизнес-страхование с дополнительными покрытиями "war & terrorism". Если атака квалифицируется как террористическая и покрытие по этому риску приобретено, выплаты производит страховая компания. Если нет – затраты остаются на балансе КТК и могут быть учтены в будущих тарифах. Это стандартная практика для трубопроводов подобного масштаба, пояснял Исмаилов.
МИД не помог
Власти Казахстана заявляли, что обсудят с Украиной совершенный удар, конкретнее об этом говорил теперь уже экс-замминистра МИД РК Акан Рахметуллин.
"Естественно, мы с украинской стороной будем общаться, разговаривать, будут встречи. Обязательно будут контакты здесь или в Киеве. Эти вопросы мы должны решать дипломатическим путем, чтобы избежать такого в будущем", – подчеркивал он.
Что произошло на этот раз
ВПУ (выносное причальное устройство) – это точка, через которую нефть КТК попадает на внешние рынки.
Это не "какая-то конструкция в море" – это морской нефтезагрузочный терминал, куда подходят танкеры и по трубопроводам подается нефть с побережья.
У КТК таких точек три: ВПУ-1, 2 и 3. Каждая – это огромная плавающая система с подводными трубами, шлангами высокого давления и т. д.
Теперь один из трех каналов отгрузки нефти полностью выведен из строя. Это сразу снижает пропускную способность КТК на 30-35% – именно столько обеспечивает одно ВПУ, согласно открытым источникам.
Крупные танкеры не могут подойти к поврежденному причалу. Это значит, что система работает на пределе через оставшиеся ВПУ-1 и ВПУ-3.
Что произойдет
Выведение ВПУ-2 из строя вызовет очереди танкеров, задержки отгрузок, накопление нефти в береговых резервуарах, угрозу вынужденного ограничения добычи в Казахстане (на Тенгизе, Кашагане, Карачаганаке).
Ремонт ВПУ – очень долгий процесс, восстановление может занимать недели или месяцы (например, ремонт ВПУ-2 в 2022 году продолжался более двух месяцев).
Что в итоге
Казахстан может подавать ноты протеста и вести переговоры, но по сути его инструменты влияния ограничены: атаки происходят не на казахстанской территории, а на объектах, размещенных в зоне ответственности России, которая втянула регион в затяжной вооруженный конфликт. Это следствие войны, которую Россия начала в 2022 году и последствия которой теперь отражаются и на тех, кто к ней не имеет отношения.
Казахстан в этой конфигурации остается сторонним наблюдателем, но явно не бенефициаром. Нефть идет транзитом и становится уязвимой для ударов, диверсий, эскалации и военных рисков любого масштаба. И, пока конфликт сохраняется, никакие заявления МИДа не способны обеспечить физическую безопасность экспортного маршрута.
Фактически Казахстан вынужден платить экономическую цену за чужую войну: простаивающие мощности, угрозы ограничения добычи, задержки отгрузок, потенциальный рост страховых премий, нервозность трейдеров и дополнительные дисконты на казахстанскую нефть.
В условиях продолжающейся войны в регионе стабильность транзита не может быть гарантирована никем, включая Россию, Украину и международных партнеров. Эта зависимость будет усиливаться до тех пор, пока не появятся полноценные альтернативные маршруты.
Акционеры КТК
На основании официальных данных:
-
Transneft (от имени Российской Федерации) – 24%,
-
KazMunayGas – 19%,
-
Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%,
-
LUKOIL International GmbH – 12,5%,
-
Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%,
-
Rosneft‑Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%,
-
CPC Company LLC – 7%,
-
BG Overseas Holding Limited – 2%,
-
Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2%,
-
Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%,
-
Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.