Art

Художники о художниках: Almaty Museum of Arts запустил необычные экскурсии

Картины, в том числе свои собственные, показывают авторы

Ссылка скопирована
Сауле Сулейменова у своей работы - "Бата"
Сауле Сулейменова у своей работы - "Бата" Фото: @Владимир Третьяков

"Вот картина Салихитдина Айтбаева, но его Салихитдином никто не называл – все звали Калжан. Дядя Калжан первым дал мне в руки масляные краски: мне было 16 лет, и он позволил написать свой портрет", – говорит Сауле Сулейменова, указывая на работу "Старик с внуком".

Слева - картина Айтбаева «На целине. Обед»
Слева - картина Айтбаева "На целине. Обед" Фото: @Владимир Третьяков

Одна из самых известных казахстанских художниц провела для посетителей Almaty Museum of Arts экскурсию по выставке, в экспозиции которой представлена и её собственная работа. Необычный подход к показу музейной коллекции был опробован в субботу, 29 ноября.

Сауле Сулейменова, скульптура
Сауле Сулейменова, скульптура "Ковчег" Фото: @ Владимир Третьяков

Сулейменова водила гостей по выставке "Қонақтар" ("Гости"), составленной из произведений из коллекции основателя музея Нурлана Смагулова. Куратором проекта выступила искусствовед из Латвии Инга Лаце – "тоже гостья", как заметила художница. Для самой же Сулейменовой многие представленные авторы – друзья семьи, учителя или соратники. О каждом из них она может рассказать личную историю или вспомнить эпизод из жизни - как об Абдрашите Сыдыханове, который познакомил её с будущим мужем Куанышем Базаргалиевым. А позже, на их выставке-свадьбе, "благословлял" пару художественной кистью вместо кропила.

На выставке «Қонақтар»
На выставке "Қонақтар" Фото: @Владимир Третьяков

Экскурсию Сулейменова начала с работы Айши Галимбаевой – первой "официальной" казахской женщины-художницы. "Но у меня, естественно, возникает вопрос: а как же многие поколения женщин, которые занимались прикладным искусством и наполняли им казахский быт? К нему всегда относились снисходительно. Однако если посмотреть на потрясающие текеметы и тускиизы разных поколений мастериц, становится понятно, откуда “родом” и Пит Мондриан, и Василий Кандинский. Вообще, я думаю, что искусство ХХ века во многом берёт свои корни из декоративно-прикладного искусства, которое по большей части было женским", – говорит она.

Переходя от экспоната к экспонату, художница обращала внимание то на "точный штрих" недооценённого гения Сабура Мамбеевa, то на работы "казахского Модильяни" Шаймардана Сариева, то на акварели Аскара Есдаулетова, то на атлетизм образов Махамбета Утемисова в графике Мактума Кисамединова.

Сауле Сулейменов, «Бата»
Сауле Сулейменов, "Бата" Фото: @Владимир Третьяков

В завершение экскурсии Сауле Сулейменова подошла к своей работе – "Бата". На фоне стены с граффити и надписями, которую сфотографировала подруга художницы в Праге, изображены немолодые женщины в белых кимешеках. Их руки подняты в молитвенном жесте благословения-бата, а фигуры образуют чашу – символ гостеприимства, теме которого и посвящена вся выставка.

"Экскурсии с художниками - это распространенная практика в ведущих музеях мира, - объяснила Меруерт Калиева, художественный директор Almaty Museum of Arts. - Для нас важно, чтобы внутри музея звучало многоголосие, и чтобы посетители понимали: на искусство можно смотреть с разных перспектив. Художники рассказывают о произведениях иначе, чем кураторы, - через материалы, собственную практику и личные истории. Каждая новая перспектива на одну и ту же работу или выставку помогает открыть в них новые смыслы".