Люди

Как девушка из Алматы стала "королевой данных" в Bloomberg

Из личного опыта – о том, как выстроить карьеру в глобальной компании

Ссылка скопирована
Дана Букенова
Дана Букенова давно поняла, что для карьерного роста нужно не стесняться быть заметной. Фото: из личного архива

У Даны Букеновой, Senior Manager in Data Analytics в американской корпорации Bloomberg – три образования. Она отучилась в двух бакалавриатах: на факультете международных отношений в КазГУМОиМЯ и на финансовом отделении в UIB имени Сагадиева, а магистратуру по маркетингу заканчивала в одной из сильнейших бизнес-школ Европы - Alliance Manchester Business School.

Однако ее нынешняя профессия – дата-аналитик – на первый взгляд, не связана ни с дипломатией, ни с финансами, ни с маркетингом. Как так получилось? Ответ на этот вопрос оказался многоступенчатым.

Хороший пример

Как объясняет Дана в интервью NBK, первое образование у нее - "по любви": она любила иностранные языки и "международный контекст".

"Но позже – уже после окончания университета – произошел момент, который резко все изменил. Знакомый порекомендовал мне книгу "Богатый папа, бедный папа", и она открыла мне другой язык – финансовый. Я захотела разобраться, как работают деньги", - вспоминает собеседница. 

Дана поступила заочно на второе высшее - по финансам и параллельно устроилась ассистентом зампредседателя инвестиционного блока Народного банка Казахстана. Стала разбираться, что такое казначейство, трейдинг, инвестбанкинг…

"Там уже работали ребята с зарубежным образованием, выпускники очень серьезных и престижных вузов - Уортона, Лондонской школы экономики. Я поняла: чтобы конкурировать с таким уровнем квалификации, необходимо получать зарубежное образование", - объясняет свое решение поступить в британский вуз Дана.

Манчестерскую бизнес-школу она выбрала из-за сроков: там магистратура длится не два года, а год. Пройдя отбор, Дана подала заявку на стипендию "Болашак" и получила ее, кроме того, бизнес-школа выделила грант - три тысячи фунтов.

Вернувшись в Казахстан, Дана стала сооснователем стартапа ISPOT.

"Мы развивали Wi-Fi-инфраструктуру и интернет-решения для университетов Алматы, нашими клиентами были КазНУ, медуниверситет Асфендиярова, политех, КазГАСА, консерватория имени Курмангазы… - рассказывает она. - В итоге через пять лет мы привлекли инвестора, который полностью выкупил компанию".

Сумму сделки стороны договорились не разглашать, но речь, по словам собеседницы, идет о сотнях тысяч долларов.

Учеба на ходу

После продажи компании Дана уехала в США.

"Честно говоря, в тот период было очень сложно найти работу в Казахстане, - объясняет она. - Это одна из причин, по которой многие мои знакомые уходили во фриланс или начинали собственный бизнес, как правило, в IT".

Для себя Дана выбрала другой путь: разослала десятки резюме в американские компании. Одно сработало, и ее приняли в вашингтонский офис британской INTO University Partnerships (всего у этой сети образовательных курсов есть отделения в 130 странах). Здесь-то Дана и занялась дата-аналитикой.

"В тот период компания активно расширялась, заключала партнерства с университетами, и аналитика стала ключевой частью принятия решений. Я проводила профайлинг потенциальных клиентов, анализировала рынок, готовила стратегические материалы, презентации для встреч с университетами, - перечисляет свои обязанности собеседница и называет ключевые сделки: партнерство с Hofstra University (стоимостью $95 млн) и University of Arizona ($25 млн). - Я оценивала потенциал, прогнозировала набор студентов и финансовые модели. Позже занялась моделированием LTV (lifetime value) для разных сегментов бизнеса и строила модели прогнозирования поступления студентов. По ним определялось, какие клиентские сегменты и регионы дадут компании наибольший возврат".

Учиться дата-аналитике приходилось на ходу – университеты не дают нужных навыков, поясняет Дана: "На практике почти всегда существует skills gap – разрыв между тем, чему учат в рамках программ, и тем, какие инструменты нужны бизнесу. Особенно это заметно в аналитике: университет не обучает SQL, Python, Power BI, логированию, BI-платформам, A/B-тестированию или современным ML-подходам".

По словам собеседницы, ей очень помог подход, которому она научилась в Манчестере: умение искать материалы, разбираться без подсказок: "Я быстро поняла, что никто не принесет знания на блюдечке, и все, что касалось инструментов, осваивала сама. Пришлось учиться в процессе, параллельно закрывая реальные запросы бизнеса".

Вьетнам vs Казахстан

В INTO Дана Букенова проработала пять лет – доросла от аналитика до инсайт-менеджера (этот специалист собирает данные, отслеживает тренды, изучает спрос и выявляет скрытые потребительские мотивы, чтобы дать рекомендации о продвижении товара/услуги).

"Мои исследования помогли открыть представительство компании в Казахстане, а также выйти на контакт с "Болашаком" при посольстве РК в США. Первоначально компания хотела открыть офис во Вьетнаме как быстроразвивающейся стране с большим населением, но я убедила основателя, что им обязательно нужно в Казахстан - у нас очень много талантливой молодежи, которая хочет учиться", - с гордостью рассказывает собеседница.

Дана букенова
"Выигрывают не самые продвинутые, а самые быстрые" Фото: из личного архива

Один из инсайтов, которые Дана вынесла для себя из работы в INTO, - это то, что "в современных условиях выигрывают не самые продвинутые, а самые быстрые: те, кто умеет адаптироваться, тестировать, ошибаться, снова пробовать".

Тем не менее казахстанка (теперь уже экс - Дана получила американское гражданство) решила уйти из образовательной сети – по ее словам, достигла там потолка. "Британские компании хвалят охотно, а продвигают медленно. Моя квалификация воспринималась как нечто само собой разумеющееся – хотя уровень моих навыков уже значительно превышал позицию. Я переросла свою роль".

Queen of Data

В Bloomberg Дана Букенова попала – как бы сказали у нас – по знакомству. "Один из коллег, с кем мы работали над исследованием, порекомендовал меня", - говорит она. Однако замечает, что если бы в ее багаже не было аналитических проектов, публикаций и выступлений на профильных конференциях, хороший отзыв друга вряд ли помог бы. "Процесс от подачи резюме до начала работы занял пять месяцев, все это время шли собеседования", - делится она подробностями.

Сегодня, через три с половиной года, Дана - старший менеджер по аналитике данных в подразделении Bloomberg Law, платформе для юридических фирм и крупных корпоративных клиентов.

"Моя роль находится на пересечении аналитики, ИИ и продуктовой стратегии. Я изучаю, как корпоративные клиенты используют платформу: какие функции становятся для них действительно рабочими инструментами, какие остаются второстепенными, где пользователи теряют время и что влияет на их удовлетворенность, - рассказывает собеседница. - Моя задача – увидеть закономерности, которые не очевидны на глаз, и перевести их в конкретные рекомендации для продуктовой команды. Если объяснять максимально просто, то я наблюдаю, как люди "пользуются" нашим продуктом: куда они заходят, что ищут, что бросают на полпути – и помогаю команде сделать продукт удобнее и эффективнее".

Отвечая на вопрос, за что ее повысили, Дана называет свое достижение: "В Bloomberg я создала модель удержания корпоративных клиентов, которая стала частью продуктовой стратегии".

Насколько высока ее должность, сколько осталось ступеней до CEO?

"Senior Manager (старший менеджер) – это серьезная позиция для такой крупной организации. До CEO четыре уровня: директор → глава подразделения → Chief Product Officer → CEO, - перечисляет Дана. - Но в Америке это не воспринимается как лестница, по которой нужно обязательно взбираться. Здесь важнее нарабатывать влияние и авторитет горизонтально, поскольку карьера не всегда строится вверх".

Нужен "выпендреж"

На вершину ведут не только знания, навыки и упорный труд, подчеркивает Дана.

"Когда я переехала в США, мне пришлось полностью перестроить отношение к самопрезентации. В американской корпоративной культуре принято говорить о своих результатах открыто, без ложной скромности. Здесь это не считается хвастовством – это способ дать понять, какую ценность ты приносишь команде и компании, - расставляет она приоритеты. - Для меня это было непривычно. Я выросла в среде, где существовала установка "не высовывайся". А здесь молчание считают не проявлением ума или скромности, а признаком неуверенности или недостатка компетенции. Чтобы расти и строить карьеру в США, необходимо быть заметным".

Сталкивалась ли "заметная" девушка-азиатка с гендерными или национальными проблемами?

"В Bloomberg – нет, - однозначно заявляет Дана. - Компания очень разнообразная, и в технологических подразделениях много женщин и много представителей азиатских стран. Здесь я впервые почувствовала, что нахожусь в среде, где действительно важны компетенции, а не происхождение".

Дана Букенова
Дана с коллегами Фото: личный архив

Но в британской компании ситуация была немного другой, вспоминает собеседница: "Не было открытой дискриминации, но ощущение "особенности" присутствовало. На встречах, где обсуждали сделки, цифры и решения, я регулярно была единственной женщиной среди десятка мужчин-европейцев".

В головном офисе топ-руководство сидело на верхних этажах, и женщин там практически не было. "Я регулярно получала благодарственные письма и награды "лучший сотрудник", но на зарплате и карьере это не отражалось, - называет собеседница одну из причин расставания с INTO. - Интересно, что к моменту моего ухода компания начала нанимать больше женщин-азиаток".

Читайте также

Пока что Дана Букенова намерена оставаться в Bloomberg – компании, без инфраструктуры которой трудно себе представить глобальные финансы. "Сейчас я вижу много возможностей для роста внутри Bloomberg, которая активно перестраивает процессы вокруг ИИ и аналитики. На ближайшие годы у меня достаточно амбиций и интереса, чтобы продолжать двигаться здесь дальше – и я вижу для себя четкую траекторию развития", - делится планами девушка.

Что касается возвращения в Казахстан, то Дана рассматривает возможное участие в проектах, связанных с цифровой экономикой, образованием, развитием аналитики. "Иногда думаю и о том, что Центральная Азия станет новым хабом, и что у крупных техкомпаний, включая Bloomberg, рано или поздно появится интерес к региону", - делится надеждами собеседница NBK.