Компании

Как государство помогло КТЖ удвоить прибыль перед возможным IPO

Возможно, последуют новые "подарки" для лучшей оценки компании

Ссылка скопирована
Железная дорога
Железная дорога Фото @Johannes Plenio, Pexels.com

АО НК "Казахстан темир жолы" в конце прошлой недели отчиталось об удвоении чистой прибыли за январь - сентябрь 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, создав таким образом позитивный информационный фон перед возможным публичным размещением акций.

Прибыль за девять месяцев составила 159 млрд тенге, ее увеличение было во многом обусловлено почти 28%-ным ростом выручки, которая приблизилась к 2 трлн тенге.

Компания также сократила объем краткосрочных обязательств, но объясняется это просто: ее единственный акционер, ФНБ "Самрук-Казына", продлил срок обращения еврооблигаций на $883 млн, и теперь КТЖ предстоит погасить их не в этом, а лишь в 2028 году.

Эффект от модификации долговых обязательств, то есть кредитов акционера, отражен и в доходах - он составил 43,2 млрд тенге, то есть обеспечил больше половины роста прибыли.

При этом текущая ликвидность КТЖ остается низкой. По состоянию на 30 сентября текущие обязательства компании превышают текущие активы на 485,6 млрд тенге. Эти обязательства включают в себя займы на 453,3 млрд тенге, подлежащие погашению в течение ближайших 12 месяцев.

Все эти риски, несомненно, отразятся в оценке КТЖ, если она действительно решится на публичное размещение.

Оценка

Как можно сравнить возможную оценку КТЖ с другими публичными железнодорожными компаниями?

Приведенная агентством Bloomberg капитализация в $10 млрд соответствует цене около $20 за акцию при условии, что IPO будет проходить без выпуска новых акций и "Самрук-Казына" просто реализует часть своей доли.

Прибыль на акцию КТЖ за 9 месяцев составила 314 тенге, соответственно, годовую прибыль можно экстраполировать в районе 400 тенге. Поделив ожидаемую стоимость акции - 10 000 тенге - на эту сумму, получаем показатель price to earnings (P/E) равный 25.

Это очень щедрая оценка, учитывая, что для железнодорожных компаний США и Канады средний показатель составляет 20. Возможно, конечно, доступ КТЖ к почти бесплатным деньгам обеспечит ей премию в оценке. Однако, вероятно, для достижения оценки в $10 млрд государству придется сделать еще какие-то подарки железнодорожному монополисту.