Как Казахстану снизить зависимость от КТК и других нефтепроводов через Россию
CNPC и Inpex проверяют нефть Кашагана на предмет переработки в СУАР
Резкий спад нефтедобычи в Казахстане из-за повреждения одного из причалов терминала "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК) в Новороссийске породил логичные вопросы о том, почему накануне четвертой годовщины начала войны в Украине Казахстан продолжает так сильно зависеть от одного из самых рискованных экспортных маршрутов.
По мнению Аскара Исмаилова, советника по Центральной Азии базирующейся в Женеве международной организации Global Gas Centre, помимо существующих и потенциальных альтернативных экспортных маршрутов, важный вклад в решение проблемы может внести постройка четвертого нефтеперерабатывающего завода (проект, который долго отвергался властями как нецелесообразный) и парка нефтяных резервуаров.
Разворот на восток и значительное увеличение поставок в Китай пока не произошли из-за разницы в цене и технических проблем (данный маршрут в основном используется для транзита российский нефти, а не экспорта казахстанской).
"Европа - это премиальный рынок, там платят на пять долларов больше, чем в сторону Китая, - поясняет Исмаилов - Второй момент - нефть, которую [здесь] добывают китайские компании, их принудили или как-то уговорили перерабатывать полностью внутри Казахстана. И третий, очень важный, фактор – это то, что НПЗ, которые расположены в Синьцзян-Уйгурском автономном округе (СУАР), не рассчитаны на казахстанскую нефть. Они либо свою туда завозят, либо ту российскую нефть, которая подходит".
По словам Исмаилова, CNPC и Inpex уже отправили в СУАР пробные партии нефти с месторождения Кашаган, чтобы понять, какие модификации потребуются китайским заводам для ее переработки и целесообразны ли вообще такие поставки.
Еще один потенциальный рынок - Узбекистан - считает своим Россия, которая уже поставляет туда значительные объемы нефти.
В западном же направлении с увеличением поставок по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) есть целый ряд проблем.
"Во-первых, это транспортировка до самого Актау. Мощности, которые там у нас имеются по нефтепроводам, не могут перекачивать крупный объем, - объясняет Исмаилов. - Во-вторых, это перевалочная мощность самого порта - нужно его расширять. В третьих, нет достаточного танкерного флота. Четвертая проблема – это обмеление Каспия: даже тот танкерный флот, который есть, уже не может загружаться на 100%. Ему приходится загружаться примерно на 70%, чтобы не задеть дно, и этот фактор очень сильно влияет".
Наконец, по словам Исмаилова, качество азербайджанской нефти считается более высоким, чем казахстанской, и Баку не хочет сильно снижать качество смеси и отказываться от своего бренда Azeri Light.
Последний альтернативный маршрут, нефтепровод Атырау – Самара, используется активно, но, так же как и КТК, проходит по территории России.
ХРАНИТЬ И ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ
Казахстан оценивает свои потери от снижения добычи из-за повреждения причала КТК почти в полмиллиона тонн или около 0,5% годовой добычи. Потери столь ощутимы отчасти потому, что резервуары КТК рассчитаны на недельный объем прокачки, а на месторождениях хранилищ, как правило, хватает на трое суток. То есть перебои длительностью свыше 10 дней уже заставляют нефтяников снижать или останавливать добычу.
Казахстан до сих пор не решился на создание более объемного резервуарного парка, ссылаясь, по словам Исмаилова, на дороговизну проекта. Хотя ситуации, подобные нынешней, демонстрируют, какими могут быть альтернативные издержки, особенно учитывая, что физически защитить самое уязвимое место КТК – выносные причалы – не представляется возможным.
Выступая в роли подушки безопасности для экспорта, стратегический парк резервуаров помог бы стабилизировать и работу казахстанских НПЗ, в том числе четвертого, о планах строительства которого правительство сообщило в октябре, после того как называло проект бесперспективным в течение десятилетий.
Существующие заводы производят топливо в количестве, примерно соответствующем потребностям внутреннего рынка, однако около 600 000 автомобилей в Казахстане переоборудованы на автогаз, который очень долго был дешевле бензина. Когда завершится уже начатая либерализация рынка, цены выровняются и стимулов использовать газобаллонное оборудование не останется.
"Если эти 600 тысяч авто начнут пользоваться бензином, ситуация очень сильно ухудшится", - замечает Исмаилов.
Кроме того, цены на топливо на рынках таких стран Центральной Азии, как Кыргызстан, остаются высокими, создавая перспективы для экспорта.
Для строительства четвертого НПЗ могут быть три возможных локации, считает Исмаилов: "Магистауская область, где такой проект рассматривался еще во времена СССР; Атырауская область, неподалеку от месторождения Карабатан, и Западно-Казахстанская".
Поскольку новый НПЗ надо будет обеспечить сырьем, Казахстан, на взгляд эксперта, мог бы начать переговоры с крупнейшим нефтедобытчиком – "Тенгизшевройлом" - с тем, чтобы гарантировать поставки на внутренний рынок.
"Проще решать вопрос по инвестированию в строительство четвертого НПЗ с учетом Тенгиза, - говорит Исмаилов. - И тогда можно будет именно под тенгизскую нефть его проектировать".
Как известно, правительство РК и Chevron, основной акционер ТШО, уже начали переговоры о продлении концессионного соглашения, которое истекает в 2033 году.