Как переход на единый часовой пояс влияет на бизнес?
Спустя полтора года власти затрудняются с предоставлением доказательств эффективности этого шага
С 1 марта 2024 года Казахстан перешел на единый часовой пояс UTC+5, что вызвало значительное количество жалоб как от граждан, так и от бизнеса.
Несмотря на заявления правительства о повышении эффективности администрирования и социального благополучия населения, предприниматели и отраслевые союзы фиксируют серьезные негативные последствия.
Союз строителей бьет тревогу
Так, Союз строителей Казахстана даже запустил петицию за возврат прежнего разделения на часовые пояса, указывая на ухудшение условий работы в отрасли. Представители строительного сектора отмечают резкое снижение качества проверок строительно-монтажных работ из-за темноты в начале и конце рабочего дня, что влияет на визуальный контроль и ведет к ошибкам и переделкам.
Сложности, по словам авторов петиции, возникли также с логистикой и приемкой материалов, поскольку графики поставщиков перестали совпадать со световым днем и биоритмами работников.
Нарушение биологических ритмов отрицательно сказывается на внимательности, снижает производительность и повышает риски для безопасности, отмечается в петиции. Итог – замедление темпов строительства и негативное влияние на динамику экономики в целом.
Кроме того, увеличились затраты на освещение, обогрев и эксплуатацию техники.
Мнение предпринимателя: маржинальность упала на 13-17%
Алмас Мухаметов, владелец завода по выпуску одноразовых медицинских изделий Pharmaland и предприятия по производству пищевой продукции (масло гхи) в Алматинской области, отметил в комментарии NBK системное негативное влияние перехода на единый часовой пояс. "После перевода часов мы сразу же почувствовали, что время стало не инструментом, а прямым фактором риска", – говорит предприниматель.
Мухаметов отмечает рост брака на своем производстве на 4%, снижение производительности на 8%, увеличение расходов на электроэнергию на 14% (включая свет, отопление, вентиляцию). Общие потери маржинальности по предприятию он оценивает в диапазоне 13-17%.
По словам собеседника, изменение биоритмов сотрудников из-за слишком раннего начала светового дня приводит к падению концентрации и эффективности труда – "они не высыпаются и просыпаются уже на работе, а не дома".
Мухаметов замечает, что попытки сдвинуть рабочий график частично помогают, но остаются недостаточными. Он против революционного подхода к изменениям времени в стране.
"Атамекен": нужды в радикальном переходе не было
В беседе с NBK заместитель председателя НПП "Атамекен" экономист Тимур Жаркенов отметил, что после перехода на единое время в палату стало поступать много жалоб, главным образом из сферы торговли и общепита. Основная проблема связана с нарушением биоритмов и снижением посещаемости магазинов и кафе.
По мнению Жаркенова, в наибольшем выигрыше оказались энергетики – из-за роста расхода электричества, вызванного увеличением времени работы освещения и отопления. А вот торговля и общепит столкнулись с наибольшими трудностями.
Также, предполагает Жаркенов, возможны проблемы в сфере образования ввиду роста усталости у детей. Об этом он может судить по собственным детям: "У меня дети – школьники, и я тоже вижу, что они приходят домой в восемь часов вечера, можно сказать, "замученные".
Что же касается упрощения координации работы между филиалами и партнерами компаний, то, по мнению Жаркенова, радикальных изменений не произошло: "Просто теперь не нужно думать о том, что в другой области сейчас может быть обед или конец рабочего дня. Но это одной микрозадачей меньше в уме".
Жаркенов считает, что особой потребности в таком радикальном переходе не было и ситуация требует взвешенного подхода в будущем. "Могу говорить как экономист и как управленец, который постоянно взаимодействует с бизнесом: я не увидел за это время значительных изменений к лучшему, а вот жалобы на ухудшение условий для развития бизнеса действительно возникли. Я считаю, что нужды в таком радикальном решении о переходе на единое время не было", – заявляет собеседник.
Министерство торговли и интеграции: ждите ответа
Правительство Казахстана объяснило переход на единое время необходимостью упрощения административного управления, поддержки бизнеса и улучшения качества жизни граждан.
В связи с этим 9 декабря редакция NBK обратилась с запросом в Министерство торговли и интеграции с вопросами о том, какие ключевые показатели эффективности (КПЭ) были установлены для оценки влияния перехода на единый часовой пояс; как единое время повлияло на основные показатели экономики страны, – например, на ВВП, инвестиционную активность, рост доходов. И главное, какие данные и статистика собраны по итогам первого года после перехода?
16 декабря на запрос NBK пришел ответ за подписью вице-министра Айдара Абилдабекова: "В целях дополнительного изучения обращения, в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Республики Казахстан "О масс-медиа", срок рассмотрения продлен на 15 календарных дней" – то есть до 30 декабря 2025 года. Таким образом, свой ответ об эффективности использования времени министерство фактически перенесло на следующий год.
Редакция NBK продолжит отслеживать развитие ситуации и ознакомит читателей с официальной позицией МТИ, когда ответ поступит в наше распоряжение.