Как "Самрук-Казына" создал Qazaq Air за ₸70 млрд и продал за ₸1 млрд
Помимо вьетнамской Sovico Group, совладельцем авиакомпании стал человек без внятной бизнес-истории и сведений о гражданстве
22 декабря аким Кызылординской области Нурлыбек Налибаев на брифинге в СЦК сообщил, что новый мажоритарный владелец Qazaq Air - вьетнамская Sovico Group - рассматривалась властями региона как потенциальный партнер и инвестор по развитию аэропорта Кызылорды. Однако компания запросила дополнительные субсидии - притом что аэропорт с новым терминалом уже работает без какой-либо господдержки и не имеет долгов, поэтому акимат будет искать другого партнера. (Напомним, что новый терминал кызылординского аэропорта был построен в основном на деньги Фонда Булата Утемуратова. Миллиардер вложил в проект ₸16,7 млрд, что составило почти 80% общей стоимости строительства).
"Мы считаем, что предложение должно быть эффективным для государства. Если аэропорт сам себя окупает, зачем передавать его инвестору с субсидиями", – объяснил Налибаев.
Зачем создавали
Qazaq Air, судя по всему, оказался менее эффективным, чем новый аэропорт Кызылорды, и его прилось продать Sovico Group с большим дисконтом и многолетней отсрочкой выплаты долга. Год назад, в конце декабря 2024-го, фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" подписал договор купли-продажи государственного лоукостера с консорциумом Central Asia Aviation Holdings Limited и Kazasia Holdings Limited. Сумма сделки тогда не озвучивалось, но осенью из неаудированного отчета фонда выяснилось, что она составила 1,02 млрд тенге без учета долга перед ФНБ "Самрук-Казына" в размере 38 млрд тенге. Теперь авиакомпания работает под брендом VietJet Qazaqstan.
Упомянутыми 38 млрд тенге в 2023 году "Самрук-Казына" профинансировал покупку пяти DHC-8-Q400 (бывший Bombardier). Еще 32 млрд тенге были потрачены в период становления.
Тогда эксперты выражали сомнения в целесообразности создания еще одной авиакомпании при наличии уже имеющегося национального перевозчика Air Astana, но инициаторы проекта заверяли, что новый внутрирегиональный лоукостер создаст необходимую конкуренцию. Смысл образования Qazaq Air стал совсем непонятным после того, как Air Astana в 2018 году создала свой лоукостер FlyArystan.
Sovico Group обязалась за ближайшие пять лет купить 20 самолетов Boeing и Airbus. Год из пяти уже прошел, парк пока прежний.
А была ли прибыль?
Qazaq Air была выставлена на приватизацию в 2023 году. В сообщении на сайте авиаперевозчика было сказано: "Созданная государством в 2015 году новая авиакомпания Qazaq Air, достигнув положительной операционной прибыли по итогам 2022 года, подлежит приватизации до конца текущего года в соответствии с Планом приватизации, утвержденным правительством Казахстана".
По итогам 2022 года операционная прибыль и правда была – она составила 3,2 млрд тенге при общем чистом убытке в 6,6 млрд. Тогда наибольший вклад в итоговый отрицательный результат внесли расходы по КПН, а в пояснениях сообщалось, что 98,9% от них пришлись на отложенный налог предыдущих лет, который учли в составе убытка именно в 2022-м.
Уже на следующий год, в 2023-м, Qazaq Air показала отрицательный операционный результат, который составил 2,9 млрд тенге – при чистом убытке 7,6 млрд и принятых к учету расходах по КПН на 53,3 млн тенге.
Таким образом, 2022-й остается единственным годом в истории компании, когда ей удалось выйти на операционную прибыль. 53,8% от нее обеспечила переоценка основных средств.
Как продавали
В плане приватизации указывалось, что предпочтительный способ – прямая адресная продажа, срок – до конца 2024 года. Первые два конкурса – осенью 2023-го и в самом начале 2024-го – не состоялись из-за отсутствия подходящих заявок. Хотя с самого начала "Самрук-Казына" утверждал, что заинтересованные претенденты на актив есть, причем и казахстанские, и иностранные.
Стартовая цена 100% акций равнялась 10,2 млрд тенге при курсе на тот момент около 440 тенге за доллар, – то есть около $23 млн. При этом подчеркивалось, что на 100% акций Qazaq Air смогут претендовать только казахстанские инвесторы, иностранцы же получат возможность купить лишь долю до 49%.
Через два года фактическая сумма сделки не дотянула до $2 млн притом, что продано было не 49%, а 51%. 49% доли участия приобрела Central Asia Aviation Holdings Limited, входящая в состав Sovico Group, а 2% – ТОО "Kazasia Holdings Limited", зарегистрированная в МФЦА в августе 2025 года, хотя полностью сделка была закрыта в мае 2025-го.
Кто владельцы
Владельцем Kazasia значится Тахир Фам (Tahir Pham). Он был и ее директором в момент регистрации, теперь первым руководителем значится Ван Туан Фам. Можно было бы предположить, что Тахир Фам и есть казахстанский участник, позволяющий соблюсти условие о продаже иностранному инвестору не более 49%, но ни гражданство, ни какие-либо биографические сведения, например дата рождения, в документах не указаны.
Однако в Алматы зарегистрировано ТОО "Lajana", директором которого с 2018 года является Фам Тахир Туанович. Компания работает почти 8 лет, но о ней нет никакой информации, кроме того, что это малое предприятие с численностью сотрудников до 5 человек. Через еще одно ТОО под названием "Митон" она принадлежит Фам Ван Туану (тому самому, который теперь директор в Kazasia?) Хоанг Тхи Нгану. В качестве вида деятельности ТОО “Митон”, руководит которым Лия Туановна Фам, на Egov указаны аренда и управление собственной или арендованной жилой недвижимостью.
Среди топ-менеджеров Central Asia Aviation Holdings Limited (напомним, ей теперь принадлежат 49% Qazaq Air) также есть человек с фамилией Фам – Нгок Сау Фам (Ngoc Sau Pham). С августа прошлого года он работает директором. Это довольно распространенная фамилия во Вьетнаме, и возможно, совпадения ничего не значат, но в сочетании с полным отсутствием каких-либо данных о личности персоны, купившей бывшую госдолю, вызывают вопросы.
NBK еще в ноябре отправил запрос в фонд "Самрук-Казына" с просьбой пояснить, какое гражданство у Тахира Фама и аффилирован ли он с Central Asia Aviation Holdings Limited. Ответа мы так и не получили.