Финансовый рынок

Каким будет автолизинг для физлиц в Казахстане?

Предлагаемые правила пока не устраивают ни финансистов, ни автопроизводителей, ни дилеров

Ссылка скопирована
Казахстан готовится к запуску программы автолизинга для физических лиц
Казахстан готовится к запуску программы автолизинга для физических лиц Фото: Unsplash/@Эрик Маклин

Казахстан готовится к запуску программы автолизинга для физических лиц — механизма, который в развитых странах занимает до 35% рынка новых авто, но казахстанцам пока незнакомого.

Премьер-министр Олжас Бектенов анонсировал инициативу как часть экономических реформ, однако детали программы остаются туманными, а эксперты указывают на риск повторения проблем автокредитования с высокими ставками.

Что предлагает государство

Инициированный депутатами проект закона опубликован на сайте мажилиса. В то же время Министерство торговли и интеграции РК разместило приказ о внесении изменения и дополнений в "Правила внутренней торговли" на портале "Открытые НПА" до 2 ноября 2025 года.

Как выяснил NBK, этот приказ, обсуждать который можно до 2 ноября 2025 года, не устраивает никого: ни финансистов, ни автопроизводителей и дилеров. И как два законопроекта согласуются между собой, пока неясно.

Тем не менее на рынке уже есть игроки, которые "на низком старте" ждут утверждения нормативной базы.

"Мы давно идём к этому: ещё в апреле 2019 года направили в правительство предложения по развитию лизинга для граждан и последовательно продвигаем эту тему. Как только нормативная база будет принята и понятна участникам рынка, стартуем с пилота совместно с дилерскими сетями и страховыми партнёрами", - сообщил NBK председатель правления ForteLeasing Талап Рахманов.

Лизинг vs автокредит: в чем разница

Принципиальное отличие лизинга от привычного автокредита — отсутствие права собственности до полного выкупа. При кредите казахстанец сразу становится владельцем автомобиля, хотя машина находится в залоге у банка. При лизинге транспорт остается собственностью лизинговой компании до окончания договора.

Особенности казахстанской модели

Но даже первичный анализ законопроекта выявляет несколько проблемных зон.

1. Высокий потолок ставки

В западных странах ставки по лизингу составляют 2-5% годовых благодаря низкой базовой ставке центробанков и развитой конкуренции. В Казахстане при базовой ставке 18% и заявленном лимите в 35% реальные ставки могут составить 25-30%, что сопоставимо с автокредитами и нивелирует преимущества лизинга.

"Если заключение по лизингу будет одобрено без влияния банковского и микрофинансового лобби, он станет реальной альтернативой автокредиту — доступной и выгодной. Но основная цель состоит в том, чтобы составить конкуренцию автокредиту и снизить основной процент, ставку", — отметил депутат Мажилиса Олжас Куспеков. 

2. Неясность с остаточной стоимостью

Пока нигде не прописана методика расчета остаточной стоимости автомобиля при выкупе. В мировой практике это ключевой параметр, определяющий итоговую выгоду клиента.

3. Отсутствие налоговых льгот

В США и Европе лизинговые платежи частично вычитаются из налогооблагаемой базы. В Казахстане такие преференции пока не предусмотрены.

"Ключ к массовому рынку — корректные налоговые настройки. Для лизингополучателей — юридических лиц повышение НДС с 12% до 16% нейтрально: налог принимается к зачёту, ставка влияет лишь на оборотный капитал, а конечная стоимость автомобиля остается без изменений. Для лизингополучателей — физических лиц такой "подушки" пока нет, поэтому нужны компенсирующие меры, чтобы конечная стоимость владения оставалась разумной. При таких правилах спрос будет устойчивым, а продукт — действительно массовым", - считает Талап Рахманов.

4. Риск монополизации

Если говорить о лизинге для юрлиц, то сейчас 97% этого рынка занимают две госкомпании: Фонд развития промышленности и Казагрофинанс. Этот сценарий может повториться и в сегменте автолизинга для физлиц, если требования к участникам программы будут слишком узкими. Тогда, как считают экперты, при отсутствии развитой конкуренции рынок могут захватить 2-3 крупных игрока, диктующих условия.

5. Защита рынка от серых схем

Но и финансовый контроль нужно проработать "на берегу", считают в ForteLeasing. "На волне интереса появляются псевдолизинг, финансовые пирамиды и "инвестклубы" под видом рассрочки. Нужен строгий контроль и постоянный надзор, запрет сетевого маркетинга и любых предоплат в обход расчётного счёта лизинговой компании, электронная идентификация и подпись, а также непрерывная проверка по госреестрам и бюро кредитных историй. Это не преграды, а санитарные стандарты: добросовестные компании выигрывают, клиенты защищены", - подчеркивает Талап Рахманов.

Как это работает в других странах

В развитых экономиках лизинг автомобилей для физических лиц давно стал стандартом. В США доля лизинга составляет 30-35% рынка новых автомобилей. Популярность обусловлена низкими ежемесячными платежами (на 20-30% ниже кредитных) и возможностью регулярно менять машину. Ставки не превышают 3-5% годовых. 

В Германии и Великобритании доля лизинга достигает 20-25%, особенно в премиальном сегменте и для электромобилей. Распространены как оперативный лизинг (без выкупа), так и финансовый (с опцией выкупа). 

"Когда у нас ставки будут формироваться как в Евросоюзе - проблем нет. У нас все будут ездить на новых авто. Но пока у нас ставки кредитования взяты неизвестно откуда. Если бы хотели гражданам льготу предоставить, то отменили бы первичный утильсбор. И люди без всяких кредитов купили бы новые автомобили, в том числе казахстанской сборки", — считает экономист Марат Абдурахманов.

При сохранении высоких ставок (25-30% годовых) и отсутствии налоговых льгот лизинг рискует стать лишь маркетинговой оберткой для того же автокредита, но с меньшими правами потребителя. Ответ на вопрос о реальной выгоде станет ясен после завершения публичного обсуждения проекта и появления первых предложений от банков и МФО, лизинговых компаний и автопрома.