Расследование

Карты Freedom для россиян и программа eResidency: что не сходится

NBK поговорил с руководителем госпрограммы электронного резидентства Канатом Амиркиным

Ссылка скопирована
Канат Амиркин, Тимур Турлов, коллаж
Данные о госпрограмме Каната Амиркина и Тимура Турлова не совпадают Фото: @Ардак Букеева, @Андрей Лунин

В пятницу, 14 ноября, глава холдинга Freedom Тимур Турлов, в кулуарах Конгресса финансистов, на вопрос журналиста UlysMedia о расследовании, которое ведет NBK про выдачу платежных карт Freedom Bank в России, ответил, что все это "полностью соответствует всем требованиям законодательства".

"Мне кажется, вы просто не разобрались детально в задаче. Я вам очень рекомендую детально разобраться во всех этих процессах, а не пытаться найти какую-то сенсацию на ровном месте. Пожалуйста, почитайте внимательно, разберитесь внимательно во всех продуктах. Они полностью соответствуют всем требованиям законодательства", - подчеркнул он.

Итак, по словам Турлова, духу и букве закона соответствует то, что граждане РФ могут через сервис-посредник за примерно $290 получить виртуальную + пластиковую карту Freedom Bank, предъявив только загранпаспорт, – не появляясь в Казахстане, не получая ИИН и не заключая договор (что обязательно по правилам Нацбанка РК и АРРФР).

Для читателей, которые не знакомы с предыдущими частями расследования NBK, дадим краткую выжимку того, в чем мы уже разобрались за два месяца до того, как коллега задал вопрос Турлову.

NBK предложил одному из жителей России, туляку Е.К., поучаствовать в эксперименте - получить за наш счет казахстанскую карту, не выходя из дома. Эксперимент удался: были оформлены и виртуальная, и пластиковая карта.

Карта Visa от Freedom Bank называется "invest card" и привязана к брокерскому, а не банковскому счету, но по функционалу не отличается от платежной. С ее помощью можно оплатить из России иностранные сервисы и товары, недоступные гражданам РФ ввиду того, что международные платежные системы Visa и MasterCard приостановили деятельность в стране в марте 2022 года. А также снимать наличные и оплачивать товары-услуги за пределами России, что невозможно с помощью карт, выпущенных российскими банками.

NBK получил от Freedom Finance официальный ответ, что карты систем Visa и MasterCard выдаются россиянам в рамках государственной программы eResidency. Эта программа "предоставляет иностранцам возможность дистанционно вести бизнес и инвестировать в Казахстане", сказали нам в Freedom, особо подчеркнув, что это "инициатива, реализуемая при поддержке Администрации президента и Министерства цифрового развития".

Мы сравнили условия выдачи eResidency и карты Freedom Bank — и они не совпали. По eResidency клиентам должны выдать ИИН и eSIM с казахстанским номером, открыть банковский счет, а также завести особую ID-карту - Digital Identity Card. Для карты Freedom ничего этого не требуется. Да и стоимость у двух "проектов" существенно разнится: виртуальная карта, которую получил наш герой, обошлась в $250, тогда как для eResidency требуется ежегодный платеж в $500. Хотя Freedom Bank действительно числится среди участников программы.

В прошлые выходные мы встретились с главным операционным директором проекта eResidency Канатом Амиркиным. Выяснилось, что казахстанская программа eResidency разработана по образцу эстонского проекта. Ее цель – привлечь в Казахстан инвестиции и способствовать росту деловой активности. Сам Амиркин рассчитывает, что большинство ее участников составят граждане Китая, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

По программе нерезиденты получают доступ к цифровой ID-карте, ИИН, ЭЦП, онлайн-банкингу, а также к финансовым сервисам и возможности ведения бизнеса под юрисдикцией МФЦА. И это совершенно безопасно для нашего государства, уверен Амиркин, поскольку выдача ИИН и ЭЦП, а также платежной карты банка-партнера сопровождается строгим контролем транзакций по карте и проверкой клиента на предмет попадания под санкции каждые 24 часа (чего нет у карт Freedom для россиян - прим. NBK).

Однако операционный директор eResidency подчеркнул, что "пока программа находится в режиме тестирования": "Первый человек получил eResidency по нашей программе 6 ноября 2025 года. Клиенту официально присвоили ИИН и статус электронного резидента Казахстана. Он также онлайн открыл счет в одном из банков-партнеров, это: RBK Bank, Банк ЦентрКредит, Freedom Bank и Bereke Bank".

Упомянутый выше Е.К. оформил карту Freedom еще в октябре, то есть она, вопреки словам пресс-службы Freedom, не может иметь отношения к eResidency. Как и остальные 10 тысяч россиян, которые, если верить рекламе сервиса-посредника, сделали это тем же способом.

А может, таких получателей казахстанских карт Visa после начала войны России в Украине оказалось еще больше, поскольку о подобном сервисе еще в августе 2024 года, когда никакого eResidency не было даже в проекте, писал политолог Талгат Калиев: "У целого ряда российских блогеров встречается реклама услуги по дистанционному оформлению казахстанских банковских карт без необходимости въезда в страну… За 21 000 рублей можно всего за неделю, не посещая Казахстан, по копии паспорта оформить пожизненный ИИН и открыть карту Freedom банка". Сейчас, напомним, и ИИН получать не надо.

По мнению Калиева, "открывая всем подряд россиянам казахстанские карты, Freedom ставит под удар весь банковский сектор и всю экономику Казахстана, поскольку все это имеет признаки помощи в обходе санкций, которые в конечном итоге могут быть распространены и на нашу страну".

С ним согласился в комментарии для NBK финансовый аналитик Арман Бейсембаев. "Это риск вторичных санкций, - подтвердил он. - Выдавая карты, банки ходят по тонкому льду. Корреспондентские счета могут быть закрыты, банки лишатся возможности работать в долларах и евро. Уже были примеры: под санкции попали банки из Таджикистана, Кыргызстана, Беларуси. ВТБ в Казахстане тоже пострадал. Это было предупреждение: "Мы видим, что вы делаете. Если продолжите, в следующем пакете санкций окажутся и другие банки".

Но Амиркин считает, что риски не так велики: товары двойного назначения покупают преимущественно юридические лица; покупка нерезидентом-физлицом с помощью казахстанской карты чего-то подсанкционного практически невозможна из-за ужесточенных механизмов контроля.

Мы собирались получить исчерпывающий ответ о рисках или их отсутствии в этой практике группы Freedom у специального посланника Евросоюза по санкциям Дэвида О'Салливана, который должен был быть в Казахстане 18 ноября, но он заболел и пресс-конференция была отменена. Мы направили ему вопрос письменно.