Казахстан может снизить прокачку нефти через КТК на 4 миллиона тонн в 2025 году
После атаки на морской терминал потери нефтедобычи уже достигли 480 тыс. тонн
Альтернативных маршрутов, способных заменить Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), у Казахстана сегодня фактически не существует, заявил министр энергетики Ерлан Аккенженов, комментируя последствия атаки на инфраструктуру консорциума в кулуарах Акорды 11 декабря.
По его словам, Казахстан планировал прокачать в текущем году через КТК рекордные 72 млн тонн нефти, однако теперь итоговый объем может снизиться до 68 млн тонн.
"Представьте, какой маршрут может обеспечить такие объемы?" – задал министр журналистам риторический вопрос.
Напомним, 29 ноября КТК сообщил о повреждении морского терминала после атаки беспилотных катеров: отгрузки были приостановлены, танкеры выведены из акватории. Казахстанский МИД выразил протест Украине, назвав произошедшее целенаправленной атакой на международную инфраструктуру.
По словам министра иностранных дел Казахстана Ермека Кошербаева, у украинской стороны есть понимание, что ситуация с безопасностью КТК должна быть стабильной.
Между тем КТК готовится ускоренно завершить ремонт третьего выносного причального устройства (ВПУ-3), чтобы заместить поврежденное при атаке ВПУ-2, восстановление которого может затянуться на несколько месяцев.
Эксперт Аскар Исмаилов оценил ущерб отрасли как самый серьёзный за последние годы: 80% экспорта казахстанской нефти идет по маршруту КТК. Бюджетные потери, по его словам, могут достигнуть $100–200 млн до конца года и вырасти до $500–600 млн, если ограничения сохранятся.
По данным Минэнерго, транспортировка нефти через КТК продолжается в штатном режиме: один причал работает полноценно, по второму ведутся работы по подключению.