Ретейл

Зачем Казахстан отказался от квоты на беспошлинный ввоз электромобилей в 2026 году?

В правительстве надеются, что спрос на "электрички" закроет костанайский завод "СарыаркаАвтоПром"

Ссылка скопирована
Электромобиль на зарядке
В этом году квота в размере 15 000 электромобилей была исчерпана еще в октябре Фото: Pixabay/@анатерат

Министерство торговли и интеграции (МТИ) официально сообщило редакции NBK, что с 2026 года Казахстан отказался от квоты на беспошлинный ввоз электромобилей. Это при том, что в 2025 году квота в размере 15 000 электромобилей была исчерпана еще в октябре.

Официальный мотив – поддержка локального производства, в связи с чем, по мнению МТИ, квота не требуется.

В ответе ведомства говорится: "По информации Министерства промышленности и строительства РК, запущено производство электромобилей марок JAC e-JS4, JAC E-30X, JAC ЕJ7 на базе завода ТОО "СарыаркаАвтоПром", г. Костанай, также планируется реализация инвестиционного проекта с крупным китайским производителем электромобилей".

"В целом отмечаем, что с 1 января 2026 года возможность ввоза электромобилей без уплаты таможенной пошлины сохраняется, - добавили в МТИ. - Более того, такой ввоз не ограничен объемами, однако такие авто не могут быть вывезены в страны ЕАЭС". В министерстве, однако, не указали, какие именно нормативно-правовые акты и как будут регулировать эту возможность. NBK будет дальше выяснять детали.

Непрозрачные квоты

Квоты на беспошлинный ввоз электромобилей устанавливаются в рамках решений Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но методика расчета национальной квоты для Казахстана в публичном доступе отсутствует. Неясно, например, почему в 2025 году стране выделили именно 15 000 единиц.

В своем запросе в МТИ редакция NBK спросила: "Каковы основные критерии и механизмы установления квоты на беспошлинный ввоз электромобилей для физических лиц в Казахстане в рамках решений Евразийского экономического союза? Какие индикаторы определяют количество для каждой страны-участницы?" Однако в официальном ответе министерство в лице вице-министра Жанель Кушуковой оставило без внимания эти вопросы.

Квота исчерпана - покупатели в ловушке

В нынешнем году квота была полностью исчерпана уже 14 октября. С этого момента ввоз новых электромобилей облагается таможенными пошлинами и НДС. При этом сотни граждан, оплативших автомобили до исчерпания квоты, оказались в правовой и финансовой неопределенности: машины находятся в пути или на складах, а им предъявляют требования по уплате сборов.

В ноябре инициативная группа пострадавших обратилась с открытым письмом к президенту РК и запустила петицию с требованием освободить добросовестных покупателей от НДС и пошлин. Однако, по словам одного из инициаторов письма Николая Татаренко, петиция не была одобрена, а на обращения граждан власти отреагировали формальными отписками.

Отсутствие механизма резервирования

Ключевой причиной сложившейся ситуации, полагают авторы открытого письма, стала невозможность заранее забронировать право на льготу. При вводе любого механизма квотирования логично, по их мнению, предусматривать инструмент резервирования – по VIN, предварительной декларации или платежному подтверждению. Чтобы человек, который честно купил машину, не потерял в итоге миллионы тенге.

Однако в казахстанском законодательстве и практике таковой механизм отсутствует, что подтверждается и в ответе МТИ на запрос NBK: регистрация покупки автомобиля "осуществлялась Министерством финансов РК в порядке очередности подачи пассажирских деклараций для декларирования авто, ввозимых физическими лицами" - то есть когда машину уже купили и привезли на границу.

Отсутствие публичного счетчика остатка квоты и прозрачной информации на порталах egov и профильных ведомств также лишало покупателей возможности принимать решения наверняка.

Локальное производство: обещания без цифр

МТИ со ссылкой на Министерство промышленности и строительства указывает на запуск производства электромобилей JAC заводом "СарыаркаАвтоПром" в Костанае. Три года назад акимат Костанайской области даже обещал, что в 2025 году "СарыаркаАвтоПром" выйдет на объем производства в 125 тыс. автомобилей в год.

Однако сегодня в открытом доступе нет верифицированных данных о реальных объемах выпуска электромобилей в 2025 году, достаточных для замены импорта в масштабах 15 000 машин в год.

"За более подробной информацией о планируемом производстве электромобилей просим обращаться в МПС РК, по вопросу администрирования квоты - в МФ РК", - посоветовали NBK в Минторговли. Что редакция и намерена сделать.

Решение Казахстана отказаться от квоты на беспошлинный ввоз электромобилей в 2026 году – это серьезный для потребителей поворот в государственной политике. По сути, государство отказалось поддерживать спрос на электромобили через понятные и защищенные механизмы импорта, решив сделать ставку на локальное производство. Однако пока эта ставка не подкрепляется реальными объемами произведенных электрокаров.