Транспорт и логистика

Казахстан запускает пять трансграничных хабов

Для их обслуживания планируется построить еще один порт в Актау. Партнером проекта будет китайская группа компаний

Ссылка скопирована
Погрузчик порту
Запуск хабов позволит повысить объем несырьевого экспорта на 30% Фото: gov.kz

О логистических проектах, которые планируется реализовать, на заседании правительства 25 ноября сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. Среди них — Международный центр промышленной кооперации "Центральная Азия" на границе с Узбекистаном, который должен увеличить товарооборот между странами до $10 млрд. Далее, восточный хаб в Хоргосе, в который войдут "МЦПС "Хоргос" и "Хоргос – Восточные ворота", а также строительство международного аэропорта SkyHansa и новых логистических комплексов для повышения пропускной способности с Китаем.

Параллельно развивается Каспийский узел с контейнерным хабом и многофункциональным терминалом "Саржа" в портах Актау и Курык. В Западно-Казахстанской области функционирует Центр трансграничной торговли "Евразия", ориентированный на экспорт в Россию. В Жамбылской области создаётся Индустриальный торгово-логистический комплекс по маршруту Западная Европа – Западный Китай на границе с Кыргызстаном.

По словам Шаккалиева, в настоящее время уже определены управляющие компании для всех направлений, а строительство инфраструктуры активно продолжается.

"Запуск данных хабов позволит повысить объем несырьевого экспорта на 30% и обеспечить эффективные логистические условия для казахстанских компаний", — подчеркнул министр.

Министр транспорта Нурлан Сауранбаев на том же заседании отметил, что все трансграничные хабы будут обеспечены транспортной инфраструктурой. В частности, продолжается строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, модернизируются автомобильные пункты пропуска "Атамекен" и "Таскала", ведётся реконструкция дорог и модернизация железнодорожных участков, что позволит увеличить пропускную способность до 25 млн тонн.

Актау

В порту Актау завершается строительство первой очереди контейнерного хаба совместно с китайской компанией Ляньюньган, а в порту Курык строится многофункциональный терминал "Саржа". Мощности контейнерного хаба будут доведены до 200 тыс. ДФЭ в год. Планируется закупка двух судов вместимостью 700 контейнеров для увеличения контейнерных перевозок через Каспийское море.

Кроме того, аким Мангистауской области Нурдаулет Килыбай также сообщил, что в Актау планируется построить еще один морской порт. Стратегическим партнером выступает китайская группа компаний "Чжонъюн Интернешнл", стоимость проекта оценивается в $300 млн.

"Проект будет способствовать формированию нового международного транспортного коридора "Китай – Казахстан – Актау – Баку – Поти – Европа". Его реализация позволит сократить сроки доставки грузов на 7-15 дней, снизить транспортные затраты на 18–25%, а также создать новые рабочие места", — отметил Нурдаулет Килыбай.

Хоргос

На юго-восточном направлении в рамках работ по расширению сухого порта "KTZE – Khorgos Gateway" были модернизированы и построены еще 10 дополнительных железнодорожных путей, что увеличило пропускную способность терминала в полтора раза. Также компании ТОО "SKYHANSA" выделен земельный участок 800 га для строительства международного грузопассажирского аэропорта. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация инженерной инфраструктуры.

"Акиматам следует обеспечить доступность базовой инфраструктуры – земельных участков, инженерных сетей, дорожных и железнодорожных путей. Это фундамент для устойчивой работы всех хабов", — отметил на заседании премьер-министр Олжас Бектенов, подчеркнув, что все возникающие вопросы должны решаться в оперативном порядке.