Казахстану рекомендовано создать суды по антимонопольному праву
И разработать закон "О конкуренции"
В Алматы состоялась презентация экспертного обзора законодательства и политики Казахстана в области конкуренции, сообщает пресс-служба Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Обзор является вторым по счету анализом конкурентного законодательства и политики Казахстана после обзора Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который был публикован в 2016 году.
"Казахстан проделал существенный путь по развитию конкурентной среды. Уверен, что рекомендации второго обзора станут основой для новых достижений", – заявил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович.
В обзоре ОЭСР рекомендовала Казахстану ряд институциональных изменений. Например, изучить возможность создания специализированных апелляционных судов по антимонопольному праву и ввести возможность досудебного урегулирования. Начать специальную подготовку и повышение квалификации судей по вопросам конкуренции и установить достаточные процессуальные сроки для рассмотрения обращений.
Для повышения эффективности АЗРК подчеркивается важность объединения всех положений, касающихся конкуренции, в закон "О конкуренции". Следует рассмотреть пути обеспечения стабильности и увеличения бюджета агентства, чтобы иметь средства на исследование эффективности его работы.
Эксперты отмечают, что АЗРК перегружено и одновременно рассредоточено в своих функциях. Так, рекомендовано рассмотреть возможность перераспределения неосновных обязанностей, связанных с товарными рынками, регулированием цен, а также мониторингом и приватизацией, в другие подразделения правительства.
Кроме того в отчете рекомендовано:
- сделать презумпцию опровержимой для монополистов (50% доли рынка) и монопсонических игроков (70% доли);
- отменить реестр конгломератов, прекратить мониторинг и пересмотреть систему начисления штрафов на основе МРП. Рассмотреть возможность расчета штрафов как доли от оборота и повысить текущий процент, чтобы создать реальный сдерживающий эффект для компаний;
- прекратить практику возврата активов в государственную собственность в качестве санкции за нарушение законодательства о конкуренции;
- исключить требование о возмещении ущерба потребителям;
- провести всесторонний анализ субсидий, льготного налогообложения и финансирования с низкими процентными ставками, которые предоставляются госпредприятиям. Ввести обязательные конкурсные торги за госконтракты, даже если в них участвуют госпредприятия;
- рассмотреть возможность создания информационного шлюза для обмена конфиденциальной информацией с другими ведомствами без необходимости предварительного получения отказа, а также разработать положения, разрешающие оказание помощи в проведении расследований.