Ретейл

Маркетплейсы в Казахстане обяжут заключать договоры о защите прав потребителей

Договоры будут заключаться с продавцами

Ссылка скопирована
Телефон в руках с открытым приложением маркетплейса.
Покупки на маркетплейсах набрали популярность у казахстанцев. Фото: NBK

В Казахстане планируется обязать электронные торговые площадки заключать с предпринимателями договоры о соблюдении ими требований законодательства о защите прав потребителей, сообщил председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Болат Танабергенов.

"Неисполнение повлечет не только соответствующую ответственность для недобросовестного продавца, но и потерю возможности торговать на электронной платформе", - пригрозил Танабергенов на брифинге в Астане.

По словам главы комитета, действующим законом "О защите прав потребителей" требования, предъявляемые к офлайн-продавцу, распространяются и на онлайн-торговцев. Однако именно на маркетплейсах эти правила нарушаются чаще. Количество жалоб потребителей в сфере электронной торговли с 2022 по 2024 годы увеличилось почти в 6 раз – с 2,5 тыс. до 14,5 тыс. обращений, а за 10 месяцев 2025 года уже поступило 15,3 тыс. жалоб на продавцов с маркетплейсов.

В комитет в январе-октябре этого года поступило около 68 тыс. обращений, из которых 37% удовлетворены в полном объеме. "Наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в таких отраслях, как розничная торговля, электронная торговля, бытовые услуги", - сказал Танабергенов.

"Защищены права 51 потребителя-автомобилиста по продаже им ненадлежащего товара на сумму 810 млн тенге, права дольщиков и покупателей жилья - на 258 млн тенге, права потребителей в сегменте ЖКХ - на 31,1 млн тенге", - отметил он.

По данным Танабергенова, с начала текущего года региональными департаментами проведено 1080 проверок и 31 профилактический контроль субъектов предпринимательства, по результатам которых оштрафованы 696 субъектов бизнеса на сумму 23 млн тенге, предупреждения вынесены 347 субъектам бизнеса.