Бизнес

На MediaҚұрылтае обсудили влияние ИИ на медиарынок Казахстана

Журналисты и пиарщики предлагают изменить законодательство, чтобы защитить СМИ от растущих угроз

Ссылка скопирована
МедиаКурултай 2025
Каждый год участники медиарынка обсуждают свои проблемы. Фото: Казахстанский пресс-клуб

В Алматы проходит XVII отраслевая конференция по вопросам развития рынка СМИ Казахстана - MediaҚұрылтай. Его участники обсудили нарастающие риски для отрасли с развитием и распространением искусственного интеллекта (ИИ).

По словам главного редактора Exclusive.kz Карлыгаш Еженовой, два месяца назад рабочая группа, в состав которой входят ведущие медиаменеджеры рынка, обратилась в Министерство культуры и информации с предложением внести изменения в законодательную базу. Цель поправок - защитить казахстанские СМИ, которые в настоящее время под влиянием алгоритмов ИИ теряют аудиторию и рекламодателей.

Практически все участники панельной сессии "Ключевые тренды и вызовы медиаотрасли" отметили, что действовать нужно очень быстро, поскольку последние полтора года показали уязвимость СМИ перед экспансией ChatGPT и других ИИ-моделей.

Президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова привела данные, что сегодня 60% рекламных бюджетов - единственного источника доходов независимых СМИ - уходят международным платформам.

Генеральный директор Internet Portal Nur Куат Бахретдинов заметил, что между СМИ и аудиторией появился посредник, который использует оригинальный контент журналистов как "топливо" и перекрывает трафик на сайты СМИ.

Суть предлагаемых медиасообществом законодательных изменений сформулирована в трех блоках:

  1.  Частичная либерализация рекламы табачных изделий и слабоалкогольных напитков.
  2.  Введение для рекламодателей условия паритетного размещения рекламы на международных платформах (Google, социальные сети и пр.) и в казахстанских онлайн-медиа по принципу "один к одному". Подобные условия, например, уже вводят у себя Великобритания и Франция.
  3. Дополнительно стимулировать размещение рекламы в казахстанских СМИ через льготное налогообложение.

Вице-министр культуры и информации Канат Искаков в ответном выступлении заверил участников, что государство понимает всю серьезность проблемы и не заинтересовано в сокращении рекламного рынка. Он пообещал, что в начале следующего года министерство выйдет в Мажилис с соответствующими поправками в законодательство.

На вопрос шеф-редактора National Business Kazakhstan Ардак Букеевой, сколько времени уйдет на все этапы внесения поправок, Искаков предположил, что это займет около девяти месяцев.

Между тем, полагает Еженова, у медиарынка в запасе всего от 6 до 12 месяцев на то, чтобы защитить себя от еще более агрессивной политики ИИ-платформ, которые сейчас активно работают над своей монетизацией.