Геополитика

Новая атака на КТК стала самой болезненной и усилила угрозы бюджету РК - эксперт

Аскар Исмаилов считает, что эта атака может быть не последней

Ссылка скопирована
Аскар Исмаилов, нефть, аварии КТК
Эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов - о ситуации с атаками КТК Фото: Ulysmedia.kz

Авария на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) после новой атаки дронов создала, впервые за последние годы, большой фактор риска для нефтяной отрасли Казахстана. Это стало своего рода отрезвлением и принесло осознание физической уязвимости маршрута, от которого зависят 80% экспортных потоков страны.

По оценке экспертов, сокращение пропускной способности КТК уже приводит к потерям, сопоставимым с колебаниями цены на нефть. И это меняет всю архитектуру казахстанского нефтяного экспорта. Такое мнение в интервью NBK выразил эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов.

На что указывает задержка с реакцией КТК

Исмаилов обращает внимание на то, что официальный пресс-релиз КТК был опубликован лишь спустя 12 часов после инцидента. На его взгляд, это свидетельствует о серьезности последствий.

"Такая задержка с реакцией означает, что консорциуму потребовалось время для оценки ущерба. Ситуация была более сложной, чем обычно", – отмечает эксперт.

Системы безопасности оказались не рассчитаны на современные угрозы

На КТК действует собственная служба безопасности. Однако ее возможности ограничены: инфраструктура изначально создавалась под другие виды угроз.

"Военные технологии обновляются постоянно – особенно в условиях войны. Системы безопасности КТК проектировались с расчетом на классические риски, такие как атаки крупных катеров. Новые типы дронов просто не входили в исходные сценарии", – поясняет Исмаилов.

Эксперт замечает, что консорциум был готов к традиционным рискам, но изменение характера угроз произошло быстрее, чем модернизация систем защиты.

Атака была спланирована заранее

Исмаилов уверен, что удар по КТК – часть заранее подготовленной операции.

"Такие атаки планируются на горизонте от трех до шести месяцев. И это точно не последняя атака – мир между Украиной и Россией так и не заключен, и логично, что их может быть спланировано сразу несколько, даже не три".

Судебное взыскание ущерба будет длительным

Если Казахстан решит добиваться компенсации через суд, процесс, по оценке Исмаилова, "затянется надолго" из-за международной юрисдикции и структуры консорциума.

Самая болезненная атака из трех произошедших

Хотя это уже третий удар по инфраструктуре КТК, именно этот инцидент стал наиболее тяжелым для Казахстана.

"Предыдущие атаки не наносили стране сопоставимого ущерба", – подчеркивает Исмаилов.

Альтернативные маршруты не способны быстро заменить КТК

При длительных сбоях в работе КТК Казахстан оказывается в ситуации ограниченной логистики.

  • Маршрут Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) не может оперативно принять увеличенные объемы. Казахстан не располагает собственным каспийским флотом для наращивания поставок – сейчас это лишь 1,5–2 млн тонн в год.
    При этом использование сторонних танкеров на других участках маршрута также осложнено: 29 ноября были поражены два турецких танкера, что увеличивает риски морской логистики на южных направлениях.
  • Китайское направление способно перевозить около 10 млн тонн в год, что также недостаточно для замещения КТК.

"Мы упираемся в то, что КТК остается единственным полнофункциональным транзитным маршрутом для Казахстана", – резюмирует Исмаилов.

Заблокировали не один ВПУ, а оптимальный его режим

По словам Аскара Исмаилова, вывод из эксплуатации ВПУ-2 нельзя компенсировать простым подключением ВПУ-3.

"ВПУ-3 на момент атаки находился в плановом ремонте и не был готов к работе. Его нельзя просто "включить" — после сервисных работ требуется полный цикл проверок, испытаний и допуска. Это занимает от нескольких дней до нескольких недель. Поэтому фактически терминал оказался на одном рабочем причале, что резко снижает его пропускную способность. ВПУ-1 и ВПУ-2 — это основная рабочая связка терминала, а ВПУ-3 чаще выполняет резервные функции. В нынешней конфигурации восстановить прежний уровень отгрузок невозможно, даже если оборудование физически сохранно".

Финансовые потери

По оценке Исмаилова:

  • за ноябрь  декабрь ущерб для бюджета РК может составить $100–200 млн;
  • если ситуация не изменится, бюджет может недополучить $500–600 млн.

Что в итоге

Текущая ситуация вокруг КТК показывает, что для Казахстана вопрос экспортной безопасности перестал быть теоретическим риском. Пока альтернативные коридоры остаются ограниченными по вместимости, каждая новая атака автоматически превращается в экономическое событие.

В ближайшие месяцы Казахстану придется решать не только проблему восстановления пропускной способности КТК, но и более глубокий вопрос – как выстроить систему энергетической безопасности, которая не будет рушиться от одного удара.