Новый Налоговый кодекс и рекомендации Всемирного банка
Что учли, а что проигнорировали
В 2022-2023 годах Всемирный банк (ВБ), который на протяжении всего периода независимости Казахстана анализирует экономические реформы в нашей стране, дал ряд рекомендаций по реформированию налоговой системы. Часть из них нашла отражение в новом Налоговом кодексе РК, но некоторые остались вне документа. NBK разбирается, какие именно.
УЧЛИ
Упрощение налогового администрирования и цифровизация
Всемирный банк неоднократно подчеркивал необходимость сокращения бюрократических барьеров и внедрения цифровых технологий для повышения эффективности сбора налогов. В отчетах Kazakhstan Public Finance Review (2022) и Kazakhstan Economic Update (2023) отмечалось, что цифровизация снижает коррупционные риски и облегчает жизнь налогоплательщикам.
Новый Налоговый кодекс РК предусматривает сокращение объема налоговой отчетности на 30%, упрощение процедур контроля и переход к "предупредительному" камеральному контролю. Внедряются электронные сервисы для подачи деклараций и оплаты налогов, что соответствует рекомендациям ВБ.
Введение прогрессивной шкалы подоходного налога и реформа специальных налоговых режимов
Всемирный банк выступал за повышение степени прогрессивности ставок налоговой системы для снижения социального неравенства и за реформирование специальных налоговых режимов (СНР) с целью повышения прозрачности и поддержки малого бизнеса.
С 2026 года вводится прогрессивная шкала ИПН: 10% для доходов до 8500 МРП и 15% — выше этого порога. СНР сокращены до трех основных режимов, что упрощает систему и снижает фрагментацию. Это шаг в сторону рекомендаций ВБ.
ЧАСТИЧНО УЧЛИ
Оптимизация налоговой базы и борьба с уклонением от налогов
В отчетах Всемирного банка подчеркивается необходимость расширения налоговой базы и усиления мер по борьбе с теневой экономикой.
Снижение порога обязательной регистрации по НДС с 20 000 МРП до 10 000 МРП расширяет базу плательщиков. Однако комплексных мер по борьбе с теневой экономикой и уклонением от налогов в кодексе явно недостаточно, что остается слабым местом.
Поддержка МСБ
Всемирный банк акцентировал внимание на необходимости поддержки МСБ через упрощенные режимы и снижение налоговой нагрузки. Но изначально проект Налогового кодекса предполагал упразднение упрощенного налогового режима для 990 кодов ОКЭД (видов экономической деятельности), что могло бы вывести из "упрощенки" до 90% малого и среднего бизнеса.
Однако, после волны критики со стороны предпринимателей и отраслевых ассоциаций Казахстана, а также прямого указания президента РК, правительство в срочном порядке пересмотрело список ОКЭД, которым будет запрещено применение упрощенного налогового режима, - в окончательном осталось лишь 44 вида деятельности.
Кроме того, упразднение в новом кодексе ряда специальных налоговых режимов, включая розничный налог и фиксированный вычет, может увеличить налоговую нагрузку на малый бизнес и самозанятых, что противоречит заявленной цели упрощения и поддержки предпринимательства.
НЕ УЧЛИ
Социальная чувствительность и поддержка уязвимых групп
Всемирный банк рекомендовал усилить социальную направленность налоговой политики, в том числе через гибкие налоговые вычеты и адресную поддержку.
В новом НК стандартный налоговый вычет увеличен, однако отмена большинства прочих вычетов снижает гибкость системы и может негативно сказаться на налогоплательщиках с особыми расходами (например, на образование и лечение). Социальные вычеты закреплены, но без возможности учитывать индивидуальные обстоятельства.
Главная же опасность заключается в том, что компании, работающие на общем режиме налогообложения (ОУР), не смогут ставить на налоговые вычеты расходы на товары и услуги, приобретенные у контрагентов, применяющих упрощенный режим. Это означает, что сотрудничество с большинством ИП в секторе B2B становится экономически невыгодным и ставит под угрозу само существование этих предприятий.
Прозрачность и предсказуемость налоговой политики
Несмотря на то, что эксперты Всемирного банка подчеркивали важность стабильности и прозрачности налоговой системы для привлечения инвестиций, введение особых ставок КПН для банков, игорного бизнеса и социальной сферы без четких критериев и механизмов контроля создает риски избирательного применения налогов и коррупции, что снижает доверие инвесторов.