Фондовый рынок

Нужны ли инвесторам акции компаний средней капитализации?

Сами компании все реже выходят на фондовую биржу за ликвидностью

Ссылка скопирована
Станок для производства хлопка, хлопок, кластер
Средним компаниям все сложнее привлекать финансирование. Фото: gov.kz

Развивающийся в казахстанской юрисдикции фондовый рынок стремительно теряет свой ключевой сегмент – рынок акционерного капитала. Казахстанские компании все реже выходят на фондовую биржу за ликвидностью в виде первичного (IPO) или вторичного (SPO) размещения акций. Да и сам процесс листинга акций на бирже за последние три года подрастерял свой запал.

На конец сентября 2025 года в торговых списках KASE находились акции 89 наименований 76 эмитентов, тогда как три года назад, в конце сентября 2022-го, в торговых списках значились 121 акция 106 эмитентов.

Листинг подпитывают редкие истории. Так, в ноябре 2025 года группа АЛМЭКС провела SPO, в ходе которого разместила на казахстанских площадках 121,8 млн простых акций и 0,2 млн депозитарных расписок.

Без учета SPO, объем первичного рынка на KASE за девять месяцев 2025 года оценивается в 99,3 млрд тенге. Очень мало.

Активность эмитентов перетекла в долговой сектор. Однако рост базовой ставки до 18% понизил аппетиты корпоративных заемщиков. После чего, в октябре, ими было привлечено всего 27 млрд тенге. Основные займы пришлись на бумаги Минфина и квазигосударственные компании. Зато в этом году заемщики квазигоссектора и корпораты активны на внешнем долговом рынке: займы в долларах значительно дешевле в обслуживании.

Банки не помогут

Банковские займы остаются для среднего бизнеса ключевым каналом фондирования. Однако условия их получения к концу года значительно усложнились. Средний и малый бизнес сильно зависят от кредитных условий государственных программ поддержки МСБ. Опрос Нацбанком БВУ в третьем квартале 2025 года показал, что за этот период основными инструментами стимулирования кредитования выступали программа фондирования "Өрлеу" и портфельное гарантирование при Фонде развития предпринимательства "Даму".

При этом банки указали, что действующий подход программы "Өрлеу", предусматривающий микширование собственных средств банков и предоставляемого фондирования, оказался уязвимым к повышению базовой ставки. После снижения рентабельности этого кредитного продукта банки стали проявлять осторожность в отношении данной программы и схожих инициатив.

БВУ стали сокращать собственный риск и перестраивать предложение, запуская новые залоговые продукты. Но именно наличие твердых залогов – наиболее уязвимое место для многих компаний средней капитализации, отсекающее их от банковских кредитов.

Реанимация идеи

Глава Нацбанка Тимур Сулейменов, в ноябре, во время встречи с журналистами в формате "без галстуков", заявил о том, что на фоне высокой стоимости привлечения долгового капитала хотел бы видеть больше инициативы от компаний средней капитализации по предложению акций широкому кругу инвесторов. В стране, считает он, есть большой пласт устойчивых компаний, в той же пищевой индустрии и строительстве, со стабильным бизнесом и перспективами роста, которые реально могли бы заинтересовать мелких инвесторов.

Идея развивать привлечение акций компании средней капитализации впервые появилась в конце "нулевых" годов в периметре строительства Алматинского регионального финансового центра (РФЦА). Она вызвала немало споров и была тихо забыта после окончания проекта РФЦА. Идея не выстрелила: казахстанский средний бизнес оказался инертен и не захотел выходить на биржу. Причины - как в нежелании предпринимателей афишировать свой бизнес, так и в высокой доле публичной ответственности, в том числе по выплате дивидендов.

Стабильное получение чистой прибыли с ее частичным отчислением в пользу миноритариев, судя по всему, - не тот сценарий, который рассматривает средний бизнес в ближайшие 2-3 года. Новые ставки НДС значительно ухудшают условия для него, а пессимистичные прогнозы макроэкономистов переводят предпринимателей из режима инвестиционной активности в режим ожидания.

Теоретически идея вывода на биржу акций компаний из сектора middle caps может сработать при определенных условиях. Прежде всего, должны быть интересные региональные истории. В каждом регионе есть собственные бренды, продукцией которых с удовольствием пользуются потребители. Их интерес и лояльность можно использовать для поддержки бренда и участия в его финансировании с личной пользой. Но такую историю нужно уметь преподнести и продать. Нужен устойчивый и проработанный механизм поддержки и раскрутки локальных историй для биржевого рынка. Торговые площадки не будут заниматься раскруткой – не их мандат; так же, как и финансовые консультанты - ввиду небольшой финансовой отдачи. По идее, локальную историю лучше всего могут поддержать СПК. Именно их задача – поддерживать МСБ в своем регионе.

Анализируя заманчивые перспективы middle caps, важно помнить и про негативный опыт. Региональная компания "БАСТ" в 2015 году провела успешное и громкое IPO, а в 2017-м не менее шумное SPO, разместив акции среди мелких частных инвесторов. В последующем, однако, итоги размещений были полностью нивелированы. Мажоритарный акционер компании и миноритарии разошлись во мнении по дальнейшей стратегии развития. Миноритарии стали продавать свои акции. На конец 2025 года 74,18% акций принадлежат Тимуру Турлову. Его компания "Фридом Финанс" занималась размещение акций "БАСТ". 

Исходя из вышесказанного, можно говорить о хороших теоретических возможностях акционерного финансирования компаний middle caps. Однако такие компании представляют собой огромный пласт работы и непонятно, сможет ли она окупиться в будущем.