Нужны ли инвесторам акции компаний средней капитализации?
Сами компании все реже выходят на фондовую биржу за ликвидностью
Развивающийся в казахстанской юрисдикции фондовый рынок стремительно теряет свой ключевой сегмент – рынок акционерного капитала. Казахстанские компании все реже выходят на фондовую биржу за ликвидностью в виде первичного (IPO) или вторичного (SPO) размещения акций. Да и сам процесс листинга акций на бирже за последние три года подрастерял свой запал.
На конец сентября 2025 года в торговых списках KASE находились акции 89 наименований 76 эмитентов, тогда как три года назад, в конце сентября 2022-го, в торговых списках значились 121 акция 106 эмитентов.
Листинг подпитывают редкие истории. Так, в ноябре 2025 года группа АЛМЭКС провела SPO, в ходе которого разместила на казахстанских площадках 121,8 млн простых акций и 0,2 млн депозитарных расписок.
Без учета SPO, объем первичного рынка на KASE за девять месяцев 2025 года оценивается в 99,3 млрд тенге. Очень мало.
Активность эмитентов перетекла в долговой сектор. Однако рост базовой ставки до 18% понизил аппетиты корпоративных заемщиков. После чего, в октябре, ими было привлечено всего 27 млрд тенге. Основные займы пришлись на бумаги Минфина и квазигосударственные компании. Зато в этом году заемщики квазигоссектора и корпораты активны на внешнем долговом рынке: займы в долларах значительно дешевле в обслуживании.
Банки не помогут
Банковские займы остаются для среднего бизнеса ключевым каналом фондирования. Однако условия их получения к концу года значительно усложнились. Средний и малый бизнес сильно зависят от кредитных условий государственных программ поддержки МСБ. Опрос Нацбанком БВУ в третьем квартале 2025 года показал, что за этот период основными инструментами стимулирования кредитования выступали программа фондирования "Өрлеу" и портфельное гарантирование при Фонде развития предпринимательства "Даму".
При этом банки указали, что действующий подход программы "Өрлеу", предусматривающий микширование собственных средств банков и предоставляемого фондирования, оказался уязвимым к повышению базовой ставки. После снижения рентабельности этого кредитного продукта банки стали проявлять осторожность в отношении данной программы и схожих инициатив.
БВУ стали сокращать собственный риск и перестраивать предложение, запуская новые залоговые продукты. Но именно наличие твердых залогов – наиболее уязвимое место для многих компаний средней капитализации, отсекающее их от банковских кредитов.
Реанимация идеи
Глава Нацбанка Тимур Сулейменов, в ноябре, во время встречи с журналистами в формате "без галстуков", заявил о том, что на фоне высокой стоимости привлечения долгового капитала хотел бы видеть больше инициативы от компаний средней капитализации по предложению акций широкому кругу инвесторов. В стране, считает он, есть большой пласт устойчивых компаний, в той же пищевой индустрии и строительстве, со стабильным бизнесом и перспективами роста, которые реально могли бы заинтересовать мелких инвесторов.
Идея развивать привлечение акций компании средней капитализации впервые появилась в конце "нулевых" годов в периметре строительства Алматинского регионального финансового центра (РФЦА). Она вызвала немало споров и была тихо забыта после окончания проекта РФЦА. Идея не выстрелила: казахстанский средний бизнес оказался инертен и не захотел выходить на биржу. Причины - как в нежелании предпринимателей афишировать свой бизнес, так и в высокой доле публичной ответственности, в том числе по выплате дивидендов.
Стабильное получение чистой прибыли с ее частичным отчислением в пользу миноритариев, судя по всему, - не тот сценарий, который рассматривает средний бизнес в ближайшие 2-3 года. Новые ставки НДС значительно ухудшают условия для него, а пессимистичные прогнозы макроэкономистов переводят предпринимателей из режима инвестиционной активности в режим ожидания.
Теоретически идея вывода на биржу акций компаний из сектора middle caps может сработать при определенных условиях. Прежде всего, должны быть интересные региональные истории. В каждом регионе есть собственные бренды, продукцией которых с удовольствием пользуются потребители. Их интерес и лояльность можно использовать для поддержки бренда и участия в его финансировании с личной пользой. Но такую историю нужно уметь преподнести и продать. Нужен устойчивый и проработанный механизм поддержки и раскрутки локальных историй для биржевого рынка. Торговые площадки не будут заниматься раскруткой – не их мандат; так же, как и финансовые консультанты - ввиду небольшой финансовой отдачи. По идее, локальную историю лучше всего могут поддержать СПК. Именно их задача – поддерживать МСБ в своем регионе.
Анализируя заманчивые перспективы middle caps, важно помнить и про негативный опыт. Региональная компания "БАСТ" в 2015 году провела успешное и громкое IPO, а в 2017-м не менее шумное SPO, разместив акции среди мелких частных инвесторов. В последующем, однако, итоги размещений были полностью нивелированы. Мажоритарный акционер компании и миноритарии разошлись во мнении по дальнейшей стратегии развития. Миноритарии стали продавать свои акции. На конец 2025 года 74,18% акций принадлежат Тимуру Турлову. Его компания "Фридом Финанс" занималась размещение акций "БАСТ".
Исходя из вышесказанного, можно говорить о хороших теоретических возможностях акционерного финансирования компаний middle caps. Однако такие компании представляют собой огромный пласт работы и непонятно, сможет ли она окупиться в будущем.