Транспорт и логистика

Ограничения Airbus: как туман может повлиять на рейсы Air Astana

В авиакомпании оценили потенциальные сбои в расписании

Ссылка скопирована
Самолет в тумане
Холодный туман является препятствием для полетов самолетов Airbus. Изображение: ChatGPT 5.1

С утра вторника, 2 декабря, взлетно-посадочная полоса аэропорта Актобе была закрыта: самолеты не вылетали, а прибывающие рейсы перенаправили в Актау и Атырау. Среди задержанных был и рейс Air Astana КС 863/864 Алматы – Актобе – Алматы. По этому маршруту летают борта семейства A320, в отношении которых авиапроизводитель Airbus ввел ограничения на полеты в условиях переохлажденного тумана и видимости менее 150 метров.

Утро туманное, утро седое…

Air Astana сообщила об ограничениях 14 ноября, предупредив пассажиров, что рейсы могу задерживаться, особенно вылетающие из Алматы. Дело в том, что аэропорт Алматы расположен в самой туманной части города и предгорной зоны - около 60 туманных дней в году, в основном в холодное время года. Вдобавок флот группы Air Astana (Air Astana и FlyArystan) по большей части состоит из самолетов A320neo, A321neo и A321LR, подпадающих под ограничения.

NBK направил в авиакомпанию вопросы о том, к каким последствиям приведут новые правила Airbus.

В авиакомпании ответили, что "из-за сильного тумана и ограниченной видимости в зимний период могут быть задержаны около 6% всех рейсов, запланированных на самолетах neo, вылетающих из Алматы".

"В районе алматинского аэропорта туман наиболее часто наблюдается в ночное время и ранним утром, поэтому именно в этот период возможны задержки или изменения в расписании рейсов", - добавил авиаперевозчик.

Под ограничения попадает 28 самолетов Air Astana и 13 самолетов FlyArystan, указали в авиакомпании.

Оценивая влияние ограничений на операционный показатель OTP (on-time performance - соответствие расписанию), в Air Astana заявили, что "в процентах OTP снизится незначительно, но может вызвать сбои в расписании в дни с низкой видимостью и переохлажденным туманом". Именно холод является ключевым компонентом: согласно ответу компании, Airbus объясняет свою директиву тем, что "в условиях сильного обледенения двигателя это может привести к снижению его производительности".

Когда отменят директиву

В ноябре Air Astana объявила о заказе у Airbus до 50 самолетов семейства Airbus A320neo. Будет ли распространяться на новые самолеты ограничения на полеты в туман и при низкой видимости? На этот вопрос в авиакомпании ответили так: "В настоящее время производители самолетов и двигателей активно работают над устранением данной проблемы, и мы рассчитываем, что существующие ограничения будут сняты в ближайшее время. На самолетах нового заказа, поставки которых запланированы с 2031 года, подобных ограничений не ожидается".

Три причины

Отметим, что полеты в условиях тумана регулируются международными авиационными правилами и зависят от нескольких факторов:

  • категории аэропорта,
  • типа самолета
  • уровня подготовки экипажа.

Во-первых, не каждый экипаж имеет право выполнять взлеты и посадки в сложных метеоусловиях: пилоты (и командир воздушного судна, и второй пилот) должны иметь специальный допуск к полетам в условиях низкой видимости.

Во-вторых, для аэропорта обязательным условием является наличие систем точного захода на посадку, прежде всего инструментальной посадочной системы (ILS) соответствующей категории (CAT II или CAT III), а также светосигнального оборудования, радионавигационных средств и подготовленного персонала. Кроме того, взлетно-посадочные полосы должны быть сертифицированы для операций в условиях низкой видимости и регулярно проходить проверки.

В третьих, самолет должен быть оснащен сертифицированными системами автоматического управления полетом и посадкой, включая автопилот, автотягу, радиовысотомеры и бортовые системы индикации, соответствующие требованиям конкретной категории захода на посадку.

В условиях переохлажденного тумана к ограничениям по видимости добавляются требования, связанные с обледенением планера и двигателей. Такие метеоусловия считаются более опасными, и в этих случаях авиапроизводители вправе вводить дополнительные ограничения.