Парламент принял закон о банках и банковской деятельности
Документ вводит базовую и универсальную лицензии, регулирует цифровые активы и усиливает защиту заемщиков
Мажилис парламента на пленарном заседании 29 декабря согласился с поправками сената и принял закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".
Согласно заключению комитета по финансам и бюджету Мажилиса, сенат внес уточняющие поправки, касающиеся распространения требований по соблюдению режима банковской тайны на органы казначейства, регламентации целей внедрения витрины данных и перечня информации, которую она должна содержать. Срок введения норм о витрине данных перенесен с 1 июня 2026 года на 1 января 2027 года.
Также уточнены требования по соблюдению пруденциальных нормативов при переходе банка с базовой лицензией на универсальную и право филиала исламского банка, нерезидента Казахстана, осуществлять отдельные виды инвестиционной деятельности.
Сопутствующим законом уточнены сроки и порядок рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг саморегулируемыми организациями в сфере микрофинансовой и коллекторской деятельности.
Поясняется, что в целом закон формирует правовые основы функционирования банковской системы, включая регулирование, контроль и надзор за банковской деятельностью, защиту прав депозиторов и клиентов, развитие конкуренции и повышение доступности банковских услуг.
Для снижения концентрации и развития конкуренции предусмотрена либерализация требований к лицензированию за счет введения базовой и универсальной банковских лицензий. Базовая лицензия будет отличаться меньшим объемом разрешенных операций и более мягкими регуляторными требованиями. На текущем этапе для таких банков планируется ограничение активов до 500 млрд тенге и минимальный размер собственного капитала не менее 10 млрд тенге.
Также закон разрешает оборот и регулирование цифровых финансовых активов как нового класса активов. Вводятся три их вида: стейблкоины, базовым активом которых являются деньги; цифровые активы, обеспеченные финансовыми инструментами, имущественными правами, товарами или иным имуществом; а также финансовые инструменты, выпускаемые в электронно-цифровой форме на цифровых платформах. Порядок выпуска и обращения стейблкоинов будет определяться Национальным банком.
Кроме того, предусматривается регулирование криптовалют и создание лицензируемых организаций по их обмену под надзором Национального банка.
Документ дает банкам право создавать и приобретать дочерние компании в сферах цифровых технологий, электронной коммерции, кибербезопасности, биометрии, искусственного интеллекта и телекоммуникаций. Универсальным банкам также разрешается осуществлять исламские банковские операции в рамках действующей лицензии без создания отдельного исламского банка.
В целях защиты заемщиков вводятся требования, исключающие оформление займов на третьих лиц. При первом открытии банковского счета биометрическая идентификация будет проводиться через систему Национального банка, а при первом получении кредита – исключительно при личном присутствии в банке или МФО.
Закон также предусматривает ускоренную процедуру внесудебного банкротства. Для граждан с задолженностью перед банками и МФО до 1600 МРП (около 6,2 млн тенге) и сроком просрочки более пяти лет процедура сокращается с шести до одного месяца. По данным кредитного бюро, эта мера затронет более 350 тыс. граждан с совокупной задолженностью свыше 200 млрд тенге.
Помимо этого, продлевается мораторий на продажу долгов физических лиц коллекторским агентствам до 1 мая 2027 года, а для заемщиков с кредитами в нескольких финансовых организациях вводится механизм коллективного урегулирования через платформу при службе финансового омбудсмена.