Почему в Казахстане не появляются новые внутренние рейсы?
Каждый новый рейс требует 300–400 млн тенге субсидий
Появление новых внутренних авиамаршрутов в Казахстане упирается в два ключевых фактора: необходимость дотирования рейсов и наличие подходящих воздушных судов, сообщил министр транспорта Нурлан Сауранбаев на пресс-конференции 9 декабря.
По его словам, Минтранс главным образом обеспечивает связь регионов с Астаной и Алматы – сегодня выполняется 821 внутренний рейс [в год]. Но межобластные маршруты требуют значительных субсидий. По оценкам ведомства, любой новый внутренний рейс требует 300–400 млн тенге субсидий из республиканского или местного бюджета. При этом общий лимит дотаций на эти цели на год составляет всего 6 млрд тенге.
"Поэтому, когда регионы к нам приходят, мы говорим: "Вопросов нет, давайте". (…) Но они же все хотят сделать их недорогими, это 400 млн тенге дополнительных дотаций надо. (…) На все дотации у нас всего лишь 6 млрд тенге из республиканского бюджета. Второй вопрос - какими судами это обеспечить. (…) Соответственно, появление новых направлений всегда упирается в эти два вопроса", – сказал Сауранбаев.
Министр добавил, что регионы активно предлагают новые маршруты, например, сейчас ведутся переговоры о запуске рейса по направлению Петропавловск - Актау.
В то же время вице-министр транспорта Талгат Ластаев отметил, что развитие малой и региональной авиации ускоряется. Так, в 2025-2026 годах завершается строительство новых аэродромов в Зайсане, Ушарале и Катон-Карагае, модернизируются аэропорты Балхаша, Уржара и Кендерли. Все они рассматриваются как туристические направления, где будут задействованы небольшие воздушные суда.
Комментируя вопрос касательно возможных рейсов между Астаной и Бурабаем, Ластаев пояснил, что речь идет о чартерных перевозках на малой авиации.
"Институциональных ограничений нет, парк расширяется – такие маршруты могут появляться", – считает вице-министр.