У казахстанцев теперь будут цифровые права
Мажилис принял в первом чтении Цифровой кодекс
В Мажилисе на пленарном заседании состоялось первое чтение проекта Цифрового кодекса, а также связанных с ним поправок. "Кодекс охватывает все основные области цифрового правопорядка: от архитектуры цифрового государства и регулирования данных до защиты цифровых прав человека и обеспечения кибербезопасности", - уточнила депутат Мажилиса Екатерина Смышляева.
Смышляева подчеркнула, что представленный документ регламентирует основополагающие права граждан в цифровом пространстве, такие как право на забвение, гарантия доступа к информации, защита цифровой идентичности и обеспечение конфиденциальности.
Кроме того, вводится в юридический словарь понятие "цифровые права", усиливается правовой режим аутентификации и идентификации, включая многофакторную и биометрическую. "Эта норма создает основу для токенизации реального сектора и дальнейшего развития рынка цифровых активов", - пояснила Смышляева.
Помимо этого, вводится правовой режим оборота цифровых данных. Они в форме записей впервые признаются объектом права. Это значит, что данные приобретают экономическую ценность и могут участвовать в гражданском обороте.
Определяются два вида цифровых прав: оборотные цифровые права, включающие в себя цифровые финансовые активы и товарные цифровые активы, а также утилитарные цифровые права, дающие право на доступ, использование и другие виды нематериальных возможностей.
В разделе, посвященном безопасности, вводится понятие национальных цифровых объектов, которые признаются неотчуждаемыми и формируют основу цифрового суверенитета страны.
Предлагается внедрить трехуровневую систему аудита цифровых систем:
- оценка соответствия целей и фактических функций систем, особенно систем, основанных на искусственном интеллекте;
- аудит кибербезопасности (оценка устойчивости к киберугрозам, защиты данных и надежности архитектуры;
- регуляторный аудит (проверка соответствия внутренних регламентов требованиям кодекса и согласованности с действующим законодательством).
В кодексе обозначаются базовые подходы по регулированию цифровых посредников. К ним относятся платформы труда, маркетплейсы, агрегаторы услуг и административные цифровые сервисы.
"Впервые вводится понятие цифровых доказательств, - отметила Смышляева, - что открывает возможность их использования в гражданских правоотношениях и судебных процессах. Это важный шаг к признанию цифровых записей, логов и транзакций как юридически значимых источников".