M&A

"Транстелеком": от оптоволокна до услуг спецслужбам

Что приобретает Тимур Турлов у Галимжана Есенова, купившего долю Нурали Алиева

Ссылка скопирована
Тимур Турлов
Будущий актив Тимура Турлова предоставляет услуги КНБ. Фото: @Андрей Лунин

"Транстелеком" был создан в 1999 году, "отпочковавшись", как и некоторые другие успешные компании, от железнодорожного гиганта "Қазақстан темір жолы" (КТЖ). В состав компании вошли подразделения КТЖ, созданные для поддержки и модернизации железнодорожной связи.

Оставаясь государственной компанией, "Транстелеком" активно прокладывал волоконно-оптические линии связи, расширял список клиентов и занимался международными проектами, такими как канал связи "Астана - Лондон".

В 2013 году, по решению правления КТЖ во главе с Аскаром Маминым, президентом компании стал 27-летний Нурали Алиев, внук Нурсултана Назарбаева. На следующий год он был назначен заместителем акима Астаны, но сохранил интерес к перспективному активу.

Нурали Алиев на открытии фонда по защите снежных барсов
Нурали Алиев на открытии фонда по защите снежных барсов Фото: aliyev.com

В 2015 году 49% акций "Транстелекома" были проданы частному инвестору Марлену Муханову, который до этого руководил Capital Holding - холдинговой компанией Алиева, а также представлял его интересы в других бизнес-структурах. В 2016 году Алиев вошел в состав совета директоров "Транстелекома".

В 2018 году, в рамках так называемой второй волны приватизации, Муханов увеличил свою долю в компании до 75%, заплатив в общей сложности за оба пакета акций 18,4 млрд тенге.

В 2022 году Муханов передал акции "Транстелекома" компании Unit Telecom, принадлежащей Алиеву и его партнеру Дмитрию Покупателеву. Условия сделки не раскрывались, но после нее "Транстелеком" выплатил дивиденды сразу за три года (2016-2018) в сумме 2,5 млрд тенге.

Еще две дивидендные выплаты, по 6 млрд тенге каждая, были сделаны в 2023 и 2025 годах. Таким образом, их общая сумма составила с момента приватизации 14,5 млрд тенге, из которых на долю Unit Telecom пришлось 10,9 млрд тенге (остальные причитались КТЖ).

Кроме того, в 2019 году "Транстелеком" купил у Unit Telecom программное обеспечение на 9 млрд тенге, согласно сообщению КазТАГ со ссылкой на информацию о закупках на портале "Самрук-Казына". На данный момент информации об этой сделке на сайте нет. Однако эта покупка увеличила общую сумму выплат "Транстелекома" своему основному акционеру уже до 19,9 млрд тенге.

И, наконец, в отчетности "Транстелекома" упоминается сделка, в рамках которой тот передал Unit Telecom долг ТОО "TNS-INTEC" на сумму 9 млрд тенге. Unit Telecom, в свою очередь, заплатил "Транстелекому" 6,6 млрд тенге. Остаток задолженности в размере 2,4 млрд тенге, согласно данным последнего аудиторского отчета за 2023 год, оставался на балансе "Транстелекома" в качестве дебиторской задолженности, но по этой сумме было признано 100-процентное обесценение. Аудиторского отчета за 2024 год на портале Депозитария финансовой отчетности нет.

Интересно также, что Unit Telecom последние 10 лет, как правило, платил в бюджет лишь несколько тысяч или десятков тысяч тенге налогов, за исключением сумм в 17,9 млн тенге в 2023 году и 414,5 тыс. тенге в 2025 году.

Сам "Транстелеком" с момента завершения приватизации был в основном прибыльным, хотя в 2022 году, когда, возможно по совпадению, возникла угроза того, что собственнику придется расстаться с активом, компания отчиталась об убытке в 11,1 млрд тенге. Впрочем, начавшиеся было после январских событий дискуссии на уровне правительства о пересмотре приватизационных сделок и демонополизации рынка закончились без каких-либо последствий для "Транстелекома".

Финансовые показатели компании вновь оказались в красной зоне в 2025 году, когда Алиев продал свою 51-процентную долю в Unit Telecom компании Jusan Mobile Галимжана Есенова. К 30 сентября у "Транстелекома" резко сократился объем свободных денежных средств, увеличились долги, а на фоне снижения выручки и роста административных расходов образовался убыток в 1,5 млрд тенге по сравнению с прибылью в 16 млрд тенге за аналогичный период прошлого года.

Галимжан Есенов
Компания Jusan Mobile Галимжана Есенова купила долю Нурали Алиева в 2025 году. Фото: yessenovfoundation.org

Хотя КТЖ остается основным клиентом "Транстелекома", бизнес компании заметно расширился с момента приватизации. По данным последнего аудиторского отчета, он включает в себя, например, предоставление центров обработки данных (ЦОД) для Комитета национальной безопасности РК.

Также в числе клиентов – Eurasian Resources Group и Freedom Holding.

Среди партнеров "Транстелекома" - местная "дочка" российской компании "Бизон", в прошлом принадлежавшей Сбербанку, но сменившей собственника из-за санкций. "Коммерсант" в 2022 году писал, что проект компаний на 2,4 млрд находился под угрозой срыва, однако аудиторский отчет за 2023 год показывает, что их сотрудничество продолжилось, и в этом году "Бизон" должен был поставить "Транстелекому" оборудование для системы оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), то есть для спецслужб.