В НПП "Атамекен" считают, что "упрощенка" пострадала из-за строителей и торговли
Запрет на вычеты товаров и услуг микробизнеса может дестабилизировать всю экономику
В Казахстане продолжается обсуждение изменений в налоговом законодательстве, которые могут существенно повлиять на микробизнес и экономику в целом. Камнем преткновения по-прежнему является запрет ставить на вычеты товары и услуги предпринимателей, работающих по упрощенному налоговому режиму — так называемых "упрощенщиков". По мнению экспертов НПП "Атамекен", это может привести к серьезной дестабилизации рынка.
"К нам обратилось огромное количество бизнес-сообществ по поводу этого запрета", — заявил на недавнем Forum Taxi Kazakhstan 2025 Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен". — "Весь микробизнес работает на "упрощенке", при этом во многих отраслях он "невидим". Государство само обязало, например, горнорудные предприятия работать с микробизнесом, а теперь запрещает ставить их на вычеты. В итоге есть риски для всей экономики, что будет дестабилизация".
Жаркенов отмечает, что анализ, проведенный "Атамекеном", показал: хотя по оборотам предприятия на упрощенке занимают около 20% рынка B2B, в количественном выражении они составляют почти 80% клиентов компаний, работающих на общеустановленном режиме. Это подтверждает значимость микробизнеса для экономики страны.
Также вызывают вопросы мотивы, по которым в новый Налоговый кодекс была введена эта запретительная норма. Аргументом в пользу запрета было то, что многие "упрощенщики", обслуживающие корпоративный и квазигосударственный сектор, помогают выводить деньги из налогооблагаемой базы. Однако, по словам Жаркенова, подобные случаи были выявлены лишь в двух отраслях — строительстве и оптовой торговле.
"Некоторые компании, так сказать, "оптимизировали" налогооблагаемую базу за счет того, что работали с предприятиями специального налогового режима, и там, где они должны были платить КПН, ставили на вычеты и на выходе платили 3% как упрощенка. Да, действительно такие прецеденты имели место быть, - отмечает эксперт. - Однако в остальных сферах таких экстремальных случаев не было. Поэтому неправильно принимать решение для всей экономики, опираясь на единичные факты".
Еще одна важная тема — развитие платформенной занятости и новый статус "платформенного самозанятого" на примере водителей таксопарков. "Будущее именно за этим направлением деятельности", — уверен Жаркенов. Он подчеркивает, что платформенные самозанятые не должны приравниваться к индивидуальным предпринимателям, а должны иметь отдельный статус — "физическое лицо на специальном налоговом режиме для самозанятых". При этом законодательство в этой сфере требует дальнейшего уточнения и гармонизации с Социальным кодексом.