Выйдет ли Казахстан из ОПЕК+ в 2026 году?
Новая модель получения квот лишает участников пространства для политических маневров
В начале следующего года министры стран ОПЕК+ (расширенный формат ОПЕК, куда входит и Казахстан) проведут встречу, чтобы обсудить не только текущие планы по добыче, но и принципиально новое долгосрочное квотирование. Это решение стало ответом на дискуссию, развернувшуюся после сентябрьского доклада Международного энергетического агентства (МЭА).
Что произошло?
МЭА выпустило доклад "Последствия снижения добычи на нефтегазовых месторождениях", где главным образом подчеркивает, что текущие инвестиции в нефтегазовую отрасль, особенно в новые месторождения, недостаточны для компенсации естественного истощения действующих скважин.
"Лишь небольшая часть инвестиций в разведку и добычу нефти и газа используется для удовлетворения растущего спроса, в то время как почти 90% ежегодных инвестиций в разведку и добычу направляются на компенсацию потерь на существующих месторождениях, – отмечает в докладе исполнительный директор МЭА Фатих Бироль, - Темпы снижения добычи – это главная проблема, которую нельзя игнорировать при обсуждении потребностей в инвестициях в нефтегазовую отрасль, и наш новый анализ показывает, что в последние годы они ускорились. В случае с нефтью отсутствие инвестиций в разведку и добычу ежегодно исключало бы из баланса мирового рынка объемы добычи, эквивалентные суммарному объему добычи Бразилии и Норвегии".
Реакция ОПЕК
Сразу же после опубликования доклада последовали комментарии ОПЕК. В своем официальном заявлении картель возмущенно указывает, что МЭА не упомянул, как его собственная пропаганда нулевых выбросов и прогнозы по пику спроса на нефть сдерживали инвестиции и усиливали неопределенность в отношении долгосрочного спроса.
"В мае 2021 года исполнительный директор МЭА Фатих Бироль заявил газете The Guardian: "Если правительства серьезно относятся к климатическому кризису, то с настоящего момента – начиная с этого года – нельзя вкладывать новые средства в нефть, газ и уголь", - цитирует ОПЕК.
Подчеркивается, что, в отличие от резкого разворота позиции МЭА по этому важному вопросу, ОПЕК последовательно выступает за своевременные инвестиции в нефтяную промышленность, чтобы учитывать естественное падение добычи и удовлетворять растущий спрос.
В чем состоит новый пересмотр квот
Параллельно текущей дискуссии о необходимости инвестиций ОПЕК+ тем не менее приступил к действиям. Фактически речь идет о техническом аудите добывающих мощностей в каждой стране-участнице.
Ключевым элементом выступает переход к прозрачной системе оценки максимально устойчивой производственной мощности (MSC). Что важно, этот показатель будет определять не заявленные, а подтвержденные объемы добычи, устраняя лазейки для манипуляций базой и исключений "по договоренности". Такой шаг объективно снижает возможность политических маневров внутри ОПЕК+, повышая роль технических данных и независимых аудитов.
Фактически речь идет об аудиторской проверке всех объектов. Аудит ОПЕК+ начнется уже в 2026 году. Он должен оценить состояние добычи и способности держать ее на определенном уровне в каждой стране-участнице. Фактически это должно стимулировать инвестиции в модернизацию добычи и инфраструктуры для повышения квоты.
Что с Казахстаном
Переход ОПЕК+ к квотам, основанным на MSC, объективно ставит перед Казахстаном задачу ускоренной модернизации добычной инфраструктуры.
Квота будет напрямую зависеть от уровня технологического развития отрасли, а не от политических договоренностей. Не вложенные инвестиции будут автоматически отражаться в виде снижения квоты, а значит – потери экспортных доходов.
Выход - в выходе?
Аналитик нефтегазовой отрасли Абзал Нарымбетов прокомментировал NBK: "Ключевой вопрос сегодня заключается не в том, покинет ли Казахстан ОПЕК+, а в реальной эффективности этого механизма. Казахстан остается значимым участником соглашения – и именно поэтому картель заинтересован в том, чтобы страна продолжала следовать коллективной стратегии, даже несмотря на регулярные изменения квот. Потеря Казахстана ослабила бы координацию внутри ОПЕК+".
Однако, по его словам, условия рынка изменились. Рост добычи обеспечивают страны вне картеля – США, Бразилия, Норвегия. Влияние России и Азербайджана уже не сопоставимо с прежним, и антироссийские санкции только усиливают данный тренд. Это означает, что регулирующая способность ОПЕК+ снижается, даже если формально структура продолжает существовать.
Нарымбетов поясняет, что для Казахстана главный вопрос – не формальное участие, а возможность управления фактическими объемами. Основа добычи – крупные международные проекты "Тенгиз", "Кашаган" и "Карачаганак", где государство не определяет операционные решения. По сути, если ОПЕК+ в дальнейшем рассчитывает на дисциплину, ему придется договариваться не столько с государствами, сколько с крупными инвесторами. И это ставит под сомнение прежний формат влияния картеля.
В свою очередь директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов сказал NBK, что "Казахстану сейчас не до ОПЕК+, и страна уже не раз не соблюдала квоты".
Напомним, недавно премьер-министр Олжас Бектенов отметил, что "в рамках соглашения Казахстан старается максимально выполнять свои обязательства. Однако в связи с введением в текущем году проекта будущего расширения (ПБР) на месторождении Тенгиз, это не всегда получается".
В то же время Reuters писал, что новая система создаст структурное преимущество для богатых стран Персидского залива с низкой себестоимостью добычи, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт. А Казахстан, Нигерия и другие страны, чья добыча сосредоточена в более дорогих геологических условиях (например, на шельфе или в сложных месторождениях), окажутся в невыгодном положении – для роста им потребуется значительно больше времени и капитала.