Ретейл

В Казахстане разрешили двойные ценники

Почему торговцы почти не используют эту норму

Ссылка скопирована
Еркебулан Тагашев
В Минторговли не понимают, почему нет двойных ценников. Фото: СЦК

В магазинах и маркетплейсах Казахстана с ноября введены двойные ценники: одна цена – при покупке товара сразу, кешем или безналично, вторая – при покупке в рассрочку. Однако на практике вторую цену до сих пор почти никто не указывает, заметил на брифинге в СЦК руководитель управления формирования государственной политики Комитета по защите прав потребителей Минторговли Еркебулан Тагашев.

Представитель комитета уточнил, что вторую цену надлежит указывать только в том случае, если рассрочку предоставляет сам магазин, из собственных средств, а не банк или финансовая организация. Но большинство продавцов такой рассрочки не дают, поэтому и двойных ценников нет.

Практически все покупки "в рассрочку" оформляются через банки и финансовые организации. В таких схемах цену - с надбавкой или комиссией - устанавливает не магазин, а банк, и это уже отдельная сделка между клиентом и финансовым институтом. "То есть банк оплачивает эти денежные средства продавцу, а сам продавец при этом в рассрочке никакого участия не принимает", – пояснил Тагашев.

Идея введения двойных ценников впервые прозвучала летом 2025 года, когда в Казахстане начали обсуждать необходимость прозрачного отображения стоимости товаров при оплате наличными и в рассрочку. Тогда в правительстве отметили, что магазины, продающие товары через банковские рассрочки, фактически включают в стоимость наценку 15–20%, из-за чего покупатель, оплачивающий товар сразу, платит столько же, сколько и тот, кто берет в рассрочку.

Проблема стала основой для подготовки законодательных поправок. Министр нацэкономики Серик Жумангарин подчеркивал, что потребитель должен понимать, из чего складывается цена и сколько составляет переплата при рассрочке или кредитовании.

Инициативу поддержали в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Его глава Мадина Абылкасымова отмечала, что товарная рассрочка по сути является кредитом, а значит, покупатель должен заранее видеть процент и переплату. По ее словам, на полках должны быть как минимум два ценника: стоимость при оплате сразу и при покупке в рассрочку.