Что получит Шахмурат Муталип с покупкой доли ERG, равной государственной?
Как в компанию Александра Машкевича, Алиджана Ибрагимова и Патоха Шодиева заходит строительная Integra Construction
ERG пока не подтвердила готовящиеся изменения в структуре собственников компании, но и не опровергла их. Однако когда разным СМИ становится известно такое количество совпадающих деталей, как правило, фактические параметры сделки не слишком отличаются от того, что говорили источники.
Не сошлись в цене
Выкуп 35-летним Шахмуратом Муталипом (если ничего не изменится) 40% Eurasian Resources Group (ERG) за $1,4 млрд ставит точку в споре между семьями основателей.
Сделка завершит не только этот спор, но и 30-летнюю бизнес-историю "евразийской тройки" Александра Машкевича, Алиджана Ибрагимова и Патоха Шодиева. Партнеры консолидировали в своих руках все производство казахстанского алюминия и хрома, а также большую часть добычи железной руды в рамках публичной Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC). Корпорация была зарегистрирована в Лондоне, входила в индекс FTSE 100 и расширила свою деятельность до международных проектов в Африке и Латинской Америке.
По данным Financial Times, ранее аналогичную сумму Патоху Шодиеву и наследникам Александра Машкевича предлагал действующий генеральный директор ERG Шухрат Ибрагимов, сын покойного Алиджана Ибрагимова (единственного из "евразийцев", кто сохранил казахстанское гражданство). Но, как пишет издание, "Ибрагимову не удалось собрать необходимые средства на фоне затянувшейся напряженности между тремя семьями".
В других СМИ сообщалось, что не сошлись в сумме – партнеры хотели получить за свои доли (20,7% у наследников Машкевича и 18,6% у Патоха Шодиева) $1,8 млрд в совокупности.
Как бы там ни было, первоочередное право выкупа в таких случаях принадлежит действующим акционерам – то есть государству (40%) и семье Ибрагимовых (20,7%). Принятие предложения стороннего покупателя говорит о том, что оно устраивает всех участников ERG.
Как Integra Construction меняла хозяев
Шахмурат Муталип известен как единственный бенефициар строительной компании Integra Construction KZ, которая, по странному совпадению, имела в свое время самое прямое отношение к "Евразийской группе" (ENRC). В 2012 году она называлась "Жол жөндеуші", занималась ремонтом и строительством железнодорожных путей, входила в состав ENRC и была продана Орифджану Шадиеву, родному племяннику "евразийца" Патоха Шодиева, занимавшему тогда должность генерального директора ENRC Logistics. Сумма сделки не раскрывалась, и ее непрозрачный характер вызвал критику в британской прессе. Позже казахстанский Forbes выяснил, что компания была продана за $40 млн.
В 2021-22 годах, на фоне проблем в банковском бизнесе Орифджана Шадиева (в 2023 году он был осужден на 1,5 года лишения свободы за злоупотребление должностными полномочиями с пожизненным запретом занимать должности в финансовых и банковских организациях), его компании провели серию сделок, в результате которых бенефициаром "Жол жөндеуші" стал ее топ-менеджер Шахмурат Муталип.
Карьеру Муталипа можно назвать стремительной: в 2007 году, в 18 лет, он начал работать слесарем шпального производства в компании "БЕНТ" Дильмурата Кузиева и к 2015 году дорос до первого вице-президента. В Integra Construction он пришел в феврале 2020 года генеральным директором и уже в феврале 2021-го стал председателем наблюдательного совета компании, а через год – официальным бенефициаром.
Чем известен Шахмурат Муталип
Financial Times назвала Муталипа "малоизвестным казахским бизнесменом", однако в самом Казахстане предприниматель, родившийся в 1990 году в селе КазЦИК Алматинской области, теперь на слуху. Особенно после того, как его компания выиграла ряд крупных государственных тендеров, среди которых – строительство третьей Экибастузской ГРЭС стоимостью 3 трлн тенге.
Муталип также владеет Kazakh Construction Group – подрядчиком проекта по строительству газоперерабатывающего завода на Кашагане. В октябре текущего года он возглавил комитет строительства и ЖКХ в НПП "Атамекен".
Пока неизвестно, каким образом финансируется сделка по выкупу 40% ERG, и потому вопрос о том, как в Казахстане начинающему бизнесмену (напомним, что официально Муталип стал владельцем Integra Construction не ранее 2022 года) удалось традиционным промышленным строительством заработать миллиарды долларов на вход в горнорудный сектор, остается открытым. Согласно статье Financial Times, ранее в этом году Integra Construction выходила на Glencore с предложением купить 70% "Казцинка" за $3,5 млрд.
Что по деньгам
Сделка с ERG удивительным образом напоминает другое событие нынешнего декабря – выкуп строительной компанией Qazaq Stroy корпорации "Казамыс", приватизированной Владимиром Кимом примерно по тем же лекалам, что и компании ERG "евразийской тройкой", и тоже некогда торговавшейся на LSE. И даже оценка двух абсолютно разных компаний почти совпадает – 100% "Казахмыса" было оценено KPMG в $3,8 млрд, а 100% ERG при выкупе 40% за $1,4 млрд составляет $3,5 млрд.
Правда, у "Казахмыса" никогда не было такой долговой нагрузки, как у ERG: при уходе с LSE все новые медные проекты, а значит и займы, остались на публичной KazMinerals. А у ERG по состоянию на 2016 год долг основным кредиторам – Сбербанку и ВТБ – составлял $5,8 млрд, причем кредиты были выданы под гарантии государства.
В 2023 году на брифинге в Актобе Александр Машкевич говорил журналистам, что компания готова погашать обязательства, но Сбербанк и ВТБ находятся под санкциями, которые ERG не может нарушать, но держит соответствующие суммы в резерве.
Как писала Financial Times летом, по состоянию на 2023 год задолженность перед ВТБ составляла $3 млрд. В 2024 году около $2 млрд из них были конвертированы из долларов в юани. Аналогичную реструктуризацию со Сбербанком ERG провела годом ранее.
ERG зарегистрирована в Люксембурге и не публикует консолидированные аудированные финансовые отчеты, но по основным казахстанским компаниям данные имеются в публичном доступе.
Долги и доходы
Крупнейшим по объему выручки активом группы остается АО "ТНК "Казхром". В 2023 году валовый доход АО составил $5,53 млрд, увеличившись в 2024 году до $6,71 млрд. По итогам первого полугодия 2025 года показатель достиг $3,57 млрд, что указывает на сохранение высоких объемов продаж. Чистая прибыль в 2023 году находилась на уровне $0,99 млрд, однако в 2024 году снизилась до $0,88 млрд. В первом полугодии 2025 года она составила $0,45 млрд. Совокупные активы компании по состоянию на середину 2025 года оцениваются в $8,41 млрд, обязательства – в $6,67 млрд. Собственный капитал составил около $1,74 млрд, что указывает на высокую долговую нагрузку при сохранении значительного операционного масштаба.
Выручка АО "Алюминий Казахстана" в 2023 году составила $1,21 млрд, увеличившись до $1,29 млрд в 2024 году. За первое полугодие 2025 года компания заработала $590 млн. Чистая прибыль в 2023–2024 годах составляла $180–170 млн. Активы компании находятся в диапазоне $2,25–2,39 млрд, обязательства – около $0,86 млрд. Капитал на середину 2025 года составил $1,46 млрд, что свидетельствует о консервативной финансовой структуре и низком уровне долговой нагрузки.
АО "ЕЭК" ("Евроазиатская энергетическая корпорация") тоже показывает стабильную динамику в долларовом выражении – выручка выросла с $1,16 млрд в 2023 году до $1,27 млрд в 2024-м, а за первое полугодие 2025 года составила $620 млн. Чистая прибыль – $230 млн, $240 млн и $110 млн соответственно. Активы на середину 2025 года – $2,52 млрд, обязательства – $0,73 млрд, собственный капитал – $1,79 млрд.
У Integra Construction финансовых отчетов в открытом доступе нет, но можно посмотреть налоги. Так, в 2024 году строительная компания заплатила рекордные для себя 13,7 млрд тенге. (В том же году одно только подразделение ERG АО "Казхром" уплатило в бюджет 46,7 млрд тенге).
Примечательно, что имя покупателя просочилось в СМИ сразу после центральноазиатского саммита в Японии, где ERG и Mitsubishi Corporation RTM Japan Ltd. заключили долгосрочный офтейк-контракт на поставку галлия, что позволит Казахстану выйти на второе место в мире по производству этого редкоземельного металла. Причем первую продукцию планируется поставить уже в 2026 году. Кроме этого, ERG производит кобальт в Африке. Новый собственник заходит в компанию в период роста политического и инвестиционного интереса развитых стран к редкоземельным металлам.