Что Соединенным Штатам нужно от Казахстана?
Большое интервью с Наргис Касеновой — экспертом из Гарварда
"Президентов [Центральной Азии] пригласили в Белый дом — это встреча, которой добиваются годами", - отметила Наргис Касенова в интервью на YouTube-канале National Business Kazakhstan, отвечая на вопрос о резонансном саммите C5+1, прошедшем в Вашингтоне в ноябре 2025 года.
Наргис Касенова - доктор политических наук, старший научный сотрудник Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса при Гарвардском университете. Она давно занимается регионом Центральной Азии как политолог, а кроме того, живя в США, может представить взгляд на проблемы глазами американского экспертного сообщества и политического истеблишмента.
Байден и Трамп
Ведущая студии, шеф-редактор National Business Kazakhstan Ардак Букеева поинтересовалась: "Прежний президент Джо Байден встречался с лидерами Центральной Азии в 2023 году, но тогда это почти не вызвало шума. Почему сейчас реакция другая?"
Встреча с Байденом шла "на полях" Генассамблеи ООН, поэтому её статус был ниже, объяснила Касенова. "Сейчас же президентов пригласили в Белый дом — это встреча, которой обычно добиваются годами. Попасть к президенту США "домой" непросто, - сказала она. - Здесь же получилось совместить: визит президента Токаева, затем общая встреча всех пяти президентов. Отсюда и такой резонанс".
C5 + Азербайджан = C6?
Сегодня Азербайджан довольно плотно вовлечён в центральноазиатские процессы, начала новую тему ведущая студии. Может ли это привести к расширению формата C5+1 — например, к приглашению Азербайджана?
По словам Касеновой, идея С6 (пять стран ЦА и Азербайджан) действительно активно обсуждается. Расширение формата логично: Южный Кавказ сложно выстраивать как единый регион — страны разные политически, культурно и религиозно.
"А вот Азербайджан органично вписывается в центральноазиатскую динамику: есть культурная близость, доверие и растущие экономические интересы" - отметила эксперт и добавила, что Казахстан, Туркменистан и Узбекистан это сближение только приветствуют.
Остались одни минералы
Однако значит ли все это, что Центральная Азия становится более заметной для Вашингтона? Повышается ли уровень отношений РК с США? По мнению Касеновой, это не совсем так.
"У региона есть критические минералы, которые сильно интересуют администрацию Трампа. Но было бы неверно говорить, что предыдущие администрации не уделяли внимания Центральной Азии. Просто подход был более комплексным: если посмотреть на предыдущий саммит и итоговую декларацию, там затрагивались самые разные аспекты — климат, вода, безопасность, Афганистан. То есть повестка была многослойной, - рассуждает она. - На нынешней встрече все это фактически исчезло. Остались энергетика, минералы, контракты, торговля. У администрации Трампа очень конкретные интересы, и в их рамках отпадают темы прав человека, демократизации, климата. Если вы приносите контракты и деньги — добро пожаловать".
Great Central Asia
Также в разговоре Наргис Касенова ответила на вопросы:
- Отменит ли Трамп 20-процентные пошлины на казахстанские товары?
- Как попытки Казахстана "понравиться" Америке воспринимаются в России и Китае?
- Станут ли США для Центральной Азии "третьей силой", противовесом влиянию России и Китая?
- Превратится ли C5 в C6 после сближения Азербайджана со странами Центральной Азии?
- Почему Узбекистан подписывает с американскими компаниями контракты значительно больше по суммам, чем Казахстан?
- Зачем вновь заговорили о концепции "Большой Центральной Азии"?
Кто голосовал за нового мэра Нью-Йорка?
Последний вопрос NBK был о новом мэре Нью-Йорка — 34-летнем мусульманине и левом социалисте по убеждениям Зохране Мамдани, кандидате от Демократической партии. "Он предлагает заморозить аренду, сделать автобусы бесплатными, - подхватила тему политолог. - Для Америки это радикально".
Касенова подчеркнула, что победа Мамдани на выборах стала шоком даже для самих демократов - "маятник качнулся гораздо резче, чем ожидалось".
"Негативное отношение к методам нынешней администрации заметно: это видно по возвращению латиноамериканских и афроамериканских округов, которые ушли к республиканцам, а теперь вновь стали "синими" (сторонниками демократов - NBK). - Людей раздражают рост цен, сокращение социальных программ, жесткие методы борьбы с нелегальной миграцией", - перечислила эксперт.
Кроме того, Мамдани получил 33% голосов еврейского электората, несмотря на обвинения в антисемитизме.
"Интересно и то, что Мамдани мобилизовал молодежь: если бы голосовали только старшие, победил бы Эндрю Куомо (тоже демократ - NBK), но молодые пришли на участки и обеспечили ему победу, - продолжила гостья студии. - Это необычно, ведь считалось, что молодые мужчины тяготеют к Трампу и "маскулинной" политике. Победа Мамдани показывает усталость от традиционной партийной машины, жесткой иерархии, влияния крупных доноров, которые живут в своем мире".
Прояснить для себя всю картину казахстанско-американских отношений можно, послушав полную версию интервью на YouTube-канале National Business Kazakhstan.