Депутат торопит правительство с введением автолизинга для физлиц
В обращении к премьер-министру Олжас Куспеков предлагает налоговые преференции, стандарты для участников рынка и господдержку для потребителей
Депутат Мажилиса Олжас Куспеков обратился к премьер‑министру Олжасу Бектенову с пакетом предложений по превращению автолизинга для физических лиц из экспериментальной инициативы в устойчивый рыночный инструмент, о чем сообщил на своей странице в социальных сетях.
В официальном письме к главе правительства Куспеков прямо указывает на ключевой тормоз: хотя 10 ноября 2025 года были внесены изменения в правила внутренней торговли, разрешившие передавать новые автомобили в лизинг физическим лицам, нормативная база остаётся неполной, а без срочных правок "инструмент рискует не заработать в интересах граждан".
Основные предложения депутата:
- Закрепить автолизинг для физических лиц в Налоговом кодексе и распространить на него налоговые преференции, сопоставимые с теми, что действует для финансового лизинга юридических лиц.
- Ввести механизм направления удержанного ИПН на первоначальный взнос или лизинговые платежи по аналогии с ипотечной моделью, чтобы снизить долговую нагрузку на граждан.
- Перераспределить начисление штрафов и обязательных платежей на фактического пользователя автомобиля, а не на юридического владельца (лизинговую компанию).
- Установить внесудебный механизм истребования предмета лизинга при нарушении условий договора, чтобы снизить риски невозврата.
- Ввести требования и стандарты к лизинговым организациям, разрешить повторную передачу возвращенных автомобилей в лизинг и обеспечить полное цифровое сопровождение сделки с интеграцией в eGov, бюро кредитных историй (БКИ) и госреестры.
- Разработать государственную программу поддержки автолизинга для граждан (субсидирование вознаграждения, покрытие части первоначального взноса), особенно для автомобилей отечественного производства.
NBK ранее освещал тему автолизинга.
Эксперты и участники рынка указывали и другие барьеры:
- Высокий потолок ставок – в проекте нового закона "О финансовом лизинге" обсуждался лимит до 35% годовых, что при базовой ставке НБК в 18% может привести к реальным ставкам 25–30%, нивелирующим выгоду лизинга перед автокредитом.
- Отсутствие методики расчёта остаточной стоимости автомобиля при выкупе – ключевой показатель, определяющий конечную выгоду клиента.
- Риск монополизации рынка при жестких требованиях к участникам – уже сегодня на рынке лизинга для юрлиц доминируют государственные игроки; похожая концентрация в сегменте физлиц может ограничить конкуренцию.
Тем временем, пока власти ведут проработку норм, рынок идет вперед: автодилеры и лизинговые компании уже объявили о запуске пилотного проекта со ставкой 15% и первым оформленным договором на Kia Soluto.
"Если мы упустим время, рынок сформируется стихийно, - предупреждает Олжас Куспеков в соцсетях. - Это означает риски для граждан, компании без лицензий и стандартов, отсутствие единых правил и - как следствие - потерю доверия".