Мнение

Новая Центральная Азия или старые грабли?

Регион имеет шанс стать реальным самостоятельным игроком в новой геополитике

Ссылка скопирована
Досым Сатпаев
Досым Сатпаев Фото из личного архива

Современная геополитика вызывает ощущение исторической спирали, так как в некоторых моментах повторяются настораживающие аналогии, которых становится все больше и больше.

ООН находится в глубоком кризисе, как Лига наций перед Второй мировой войной. В Европе снова идет война с использованием научно-технического прогресса. Система международного права разрушается на глазах. Вместо нее формируется блоковая система, как в период холодной войны. Только место СССР с его военно-политическими и экономическими альянсами пытается занять Китай.

Даже МВФ признает тот факт, что сейчас в мировой экономике страны делятся на те, что примкнули к США, те, что присоединились к Китаю, и на те, которые пока остались в стороне. Идет конкуренция блоков и коалиций. Недавнее азиатское турне Трампа или присоединение Казахстана к Соглашениям Авраама являются частью этой конкуренции двух держав. Китай уже не скрывает намерения укрепить свои позиции как альтернативного Западу центра экономической, инновационной и военно-политической силы. Результат этой политики был хорошо виден на недавнем саммите ШОС в Пекине, где собрались главы более 20 стран. Даже премьер-министр Индии принял участие в саммите, хотя у них с Китаем традиционно непростые отношения, о чем говорят регулярные пограничные конфликты.

Усиливая политическое и торговое давление на разные страны, в том числе на Индию, администрация Трампа лишь укрепляет роль Китая. Последний уже длительное время проводит политику по усилению своих позиций в мусульманском мире - и не только как один из крупных потребителей ближневосточной нефти (хотя уязвимым местом Китая являются его политические и экономические связи с Ираном, чье состояние постоянно будет пробовать на прочность Дональд Трамп).

Если формат С5+1 при демократах в Белом доме осуществлялся с привязкой к войне в Украине, когда и Вашингтон, и Брюссель просили страны ЦА не участвовать в сером импорте и в обходе антироссийских санкций, то при Трампе регион уже рассматривается как часть игры, которую ведут США с Китаем, будь то борьба за критические материалы или формирование партнерских альянсов. Саммит C5+1 в Вашингтоне также стал не только продолжением упомянутого азиатского турне Трампа, но и был связан с желанием Белого дома присоединить большинство стран Центральной Азии к Соглашениям Авраама, которые изначально были направлены в том числе против Ирана.

Данные соглашения были инициированы администрацией Трампа еще во время его первого президентства для нормализации отношений между арабскими странами и Израилем, у которых также был общий противник в лице Ирана. Но тогда Трамп не успел запустить процесс в полной мере, и соглашения поддержали лишь ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан. Попытка подключить к ним самого влиятельного игрока в мусульманском мире в лице Саудовской Аравии не увенчались успехом. Возможно, вторая попытка у Дональда Трампа будет сегодня, 18 ноября, когда США должен посетить наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман.

Что касается Казахстана, который также присоединился к Соглашениям Авраама по итогам саммита C5+1, то это был больше реверанс в сторону американского президента, активно использующего этот процесс как еще один бонус в копилку своей репутации "великого миротворца", особенно после заключения перемирия между движением ХАМАС и Израилем при активном участии Белого дома. При этом, в отличие от ОАЭ или Саудовской Аравии, у Казахстана не было напряженных отношений или конфликтов с Израилем. К тому же Казахстан когда-то был председателем Организации исламского сотрудничества и в целом имеет хорошие отношения со многими странами исламского мира. Но республика не является ключевым игроком в этом мире и от участия Казахстана в Соглашениях Авраама в принципе мало что зависит. Мы оказались важны для Белого дома лишь как доказательство роста количества участников этих соглашений.

Хотя, если посмотреть на те страны, которые первыми к ним присоединились, то бросается в глаза, что каждая когда-то получила существенные бонусы от США за участие. Например, ОАЭ по выгодным ценам приобрели американское оружие, включая истребители F-35. США также признали контроль Марокко над спорными территориями Западной Сахары. А Судан не только был исключен из американского списка государств - спонсоров терроризма, но и получил от США кредит в размере $1,2 млрд для погашения долгов перед Всемирным банком. Вопрос – что получит Казахстан от этой сделки? Возможно, наконец, отменят действие торговой поправки Джексона - Вэника, которая была введена против СССР еще в 1974 году. Неясно, будет ли снята 25%-ная таможенная пошлина, которую Дональд Трамп недавно ввел против Казахстана.

Вряд ли к таким бонусам можно отнести экономические соглашения, которые Казахстан заключил с США по итогам саммита C5+1. Можно согласиться с теми экспертами, которые считают, что Казахстан, как, впрочем, и другие страны ЦА, скорее, больше согласился инвестировать в экономику США через покупку различной продукции, от локомотивов и самолетов до сельхозтехники.

Что касается американских инвестиций в добычу редкоземельных металлов и критических материалов в Казахстане, то возникает вопрос: насколько детально было проработано это соглашение с учетом экономических и национальных интересов республики? Не готовилось ли оно в спешке, чтобы успеть к саммиту и порадовать Трампа? Будет ли работать распиаренная схема "сырье в обмен на инновации"?

Пока, например, генеральный директор Cove Kaz Capital Group Пини Альтхаус лично поблагодарил Трампа и министра торговли США Говарда Латника за то, что те помогли договориться об этой сделке и помешали китайским компаниям перехватить проект. Теперь главное, чтобы данная сделка в очередной раз не закрепила за Казахстаном сырьевой статус, как в 1990-е, но уже с "новой нефтью", как сейчас казахстанские власти любят называть редкоземельные металлы и критические минералы. Не хотелось бы наступать на старые грабли, когда есть шанс использовать открывшиеся "окна возможностей".

Кстати, здесь обращает на себя внимание выступление 23 сентября 2025 года президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Он заявил о том, что начался процесс формирования "новой Центральной Азии". "Благодаря своей сплоченности, стабильности и растущей региональной идентичности она занимает все более прочное место в системе международных отношений как самостоятельный субъект", - отметил узбекский лидер.

Но для того, чтобы быть реальным, а не номинальным самостоятельным субъектом на международной сцене, Казахстану и всем странам Центральной Азии необходимо активно наращивать свой экономический потенциал, политическую и военную мощь. Ведь, к сожалению, текущая геополитика и тренды все больше напоминают слова Аль Капоне про то, что добрым словом и пистолетом можно добиться больше, чем просто добрым словом.

Досым Сатпаев,

кандидат политических наук