Передача ФСМС в Минфин: эксперт опасается за интересы пациентов
Али Нургожаев указывает на риски, которые может повлечь смена подходов в финансировании здравоохранения
Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) передают в ведение Министерства финансов. Решение принято после анализа деятельности фонда, о результатах которого 16 января 2026 года доложил глава Минфина Мади Такиев.
Ведомство заявило, что обнаружило рост расходов при отсутствии повышения эффективности, многочисленные нарушения в оказании медуслуг и проблемы администрирования.
Среди прочего, Такиев указал на сложность тарифной системы, приписки, двойное финансирование и недостаток контроля.
Кроме того, по мнению правительства, значительная часть выделенных средств "аккумулируется в активах фонда и не направляется на оказание медицинских услуг".
Министр финансов назвал цифры: накопленный инвестиционный доход с 2020 года составил 588 млрд тенге, в том числе за 2025 год – почти 196 млрд тенге.
Доклад главы Минфина вызвал острую реакцию в обществе. Так, мажилисмен Мурат Абенов даже предложил резко сократить финансирование медицины: "Денег на здравоохранение заложено как минимум в два раза больше, чем необходимо" – заявил он.
3000 тарифов – это норма
NBK обратился за комментариями к Али Нургожаеву – одному из авторов действующей модели ОСМС, который детально занимается вопросами тарифообразования и в целом экономикой здравоохранения с 2014 года.
Решение о смене подведомственности эксперт связывает с многолетними перекосами в структуре потребления медуслуг и непоследовательностью госполитики – от риторики "защитить прав пациента" к риску доминирования финансового контроля.
"Как я уже высказывался на протяжении последних пяти лет, резкое наращивание объемов в консультативно-диагностических услугах, в том числе лучевой диагностики (МРТ), а также реабилитации, было шагом, который привел к гиперпотреблению услуг медицинской помощи, а также к формированию завышенных ожиданий населения, – говорит Нургожаев. – И плоды этой политики проявляются в том, что теперь имеются подходящие основания для того, чтобы передать управление фондом в другие руки".
Собеседник отмечает непоследовательность госполитики в сфере медстрахования. "Изначально ФСМС позиционировал себя омбудсменом прав пациента, что было некорректно, с моей точки зрения, и я также на это указывал. А теперь мы подходим к диаметрально противоположной позиции, когда есть риск того, что управление финансами будет превалировать над интересами пациента. И хотелось бы пожелать новым управляющим обращать приоритетное внимание на нужды населения", – подчеркивает специалист.
Помимо этого, Нургожаев высказал еще одно пожелание: чтобы анализ или проверки, подобные той, о которой сообщил Такиев, проводились регулярно, и "чтобы проверяющие постоянно задавались столь же острыми вопросами".
"В целом, по моим наблюдениям, все эти годы фонд управлялся практически только налоговиками, финансистами, выходцами из Минфина, – замечает эксперт. – Да, возможно, не хватало каких-то полномочий или каких-то процедурных аспектов, связанных с подведомственностью фонда. Теперь есть надежда, что у министерства будет достаточно административных и правовых ресурсов".
Что касается средств, которые, по словам министра финансов, аккумулировались в фонде и не тратились на оказание медпомощи, то Нургожаев назвал данную формулировку "загадочной". Он надеется, что в ближайшее время правительство прояснит эту информацию и озвучит подробности. "Возможно, здесь и кроется причина передачи фонда", – предполагает эксперт.
Как считает эксперт, фразу о том, что средства фонда лежат мертвым грузом и не направляются на оказание медицинской помощи, следует понимать с некоторыми оговорками. "Определенные объемы действительно аккумулируются на счетах Национального банка, и это правильно: сейчас, как и запланировано, часть ГОБМП перетекает в пакет ОСМС, соответственно растут и обязательства этого пакета, как и ставки оплаты медуслуг, – говорит он. – И со временем на ОСМС не будет хватать денег. Во избежание этого было принято решение об аккумулировании этих средств – они потребуются в ближайшем будущем".
Единственное, что смутило Нургожаева как специалиста в области тарификации медуслуг, – это заявление о трех тысячах тарифов, усложняющих администрирование. "Конечно, это придает красок речи, но в мировой практике тарифов в области медицины еще больше и они еще более сложны, поэтому 3000 тарифов – это абсолютная норма", – заверяет он.
Резюмируя, специалист отметил, что "сегодняшний макроэкономический контекст таков, что как ни управляй, положение имеет тенденцию к усугублению". По его словам, в настоящий момент отраслевые эксперты, игроки рынка, чиновники с нетерпением ждут, какие конструктивные и ориентированные на пациента решения сможет предложить Минфин.
196 млрд VS 2,2 трлн
Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) является единым закупщиком медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования Казахстана. Через фонд оплачиваются услуги по двум пакетам: гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и пакету ОСМС.
В середине 2025 года, по данным Минздрава, было застраховано около 83% населения (17 млн человек), не охвачены системой 3,3 млн человек. Порядка 12 млн человек относятся к льготным категориям населения, за которых страховые взносы уплачивает государство.
На 1 декабря 2025 года фонд с начала года оплатил медицинским организациям услуги на сумму 2,2 трлн тенге, из которых 1,275 трлн тенге пришлось на пакет ГОБМП и 928,9 млрд тенге – на пакет ОСМС.