Почему BYD построил завод в Узбекистане, а не в Казахстане?
Отвечает предприниматель-машиностроитель Марат Баккулов
"Есть ли у Казахстана шанс сократить импорт продукции машиностроения при том, что все 34 года строка "машины и оборудование" занимает наибольшую долю в перечне закупаемого за рубежом?" - поинтересовался NBK у основателя Алматинского вентиляторного завод Марата Баккулова во время интервью на YouTube-канале National Business.
"Новые производства появляются, - заверил Баккулов. - Например, в Alageum, у которого десять лет назад было 7 заводов, а сейчас уже 14".
Alageum Electric - крупная электротехническая компания Казахстана, которая занимается проектированием, производством и пуско-наладкой электрооборудования. На сайте компании указано, что она включает в себя более 30 предприятий и заводов.
"Однако вход в машиностроение остается крайне сложным, - продолжил глава АВЗ, - это отрасль, где все решают уровень технологий и компетенций, и "человек с улицы" туда не зайдет". Главная проблема - дефицит кадров, особенно инженерных.
"Автосборка, которую сейчас активно поддерживает правительство, работает в этом направлении или нет?" - задала следующий вопрос ведущая. "Любая технология, которую удается привезти и освоить внутри страны, - это плюс", - уверен Баккулов.
В пример собеседник приводит Узбекистан, где автомобильная промышленность стала настоящим драйвером экономики. "Поймите, у нас против утильсбора возмущаются, а узбеки не протестовали, когда у них пошлины на автомобили были 100%, - замечает производственник. - Поэтому и BYD пришел не в Казахстан, а в Узбекистан - там кадры есть. [Сегодня там есть] завод BYD полного цикла, который требует не просто кадры, а инженеров и специалистов по роботизированным линиям".
BYD — это китайский конгломерат, лидер мирового рынка электромобилей.
В Казахстане же ситуация иная, продолжает Баккулов. "Допустим, в страну придет производитель уровня BMW с планами полного цикла. Но кто будет работать на таких линиях? Инженеров и технологов не хватает", - разводит он руками.
Совместное предприятие BYD Uzbekistan Factory, о котором говорит Баккулов, расположено в Джизакской области Узбекистана на территории свободной экономической зоны "Джизак". Завод начал свою работу в 2024 году, производит автомобили на новых источниках энергии (NEV) и автозапчасти к ним под брендом BYD (в частности, гибридный кроссовер BYD Song Plus DM-i и седан BYD Chazor DM-i). К 2027 году на заводе планируется выпускать ежегодно до 500 000 автомобилей.
Весь разговор с Маратом Баккуловым смотрите на на YouTube-канале National Business.