Почему Марат Баккулов хочет построить завод для Siemens в Саудовской Аравии
И как он меняет сварщиков на роботов на Алматинском вентиляторном заводе
Марат Баккулов - "уникальный человек", который "по сути создал новую отрасль в Казахстане — производство промышленных вентиляторных систем". Так представила гостя очередного выпуска YouTube-канала Nationalbusiness.kz, основателя и руководителя Алматинского вентиляторного завода, шеф-редактор издания Ардак Букеева.
Первое, о чем спросила ведущая студии, это роботы: на АВЗ уже устновлены 10 систем. "Почему вы решили заменить наших людей техникой?", - поинтересовалась Букеева. Причина - в дефиците квалифицированных кадров, ответил ее собеседник.
"Роботы появляются только тогда, когда есть проблемы с людьми, - объясняет Баккулов. - У нас в Казахстане на самом деле очень дорогая рабочая сила, если сравнивать с узбеками и даже с китайцами, когда мы говорим о профессиональных кадрах. У нас и машиностроительных предприятий как таковых нет, зато есть отрасли, которые забирают самых лучших, - это нефтянка".
По словам Баккулова, когда на заводе внедрили трех первых роботов, ушли двадцать человек. "Сейчас я счастлив: в межсезонье у меня роботы кушать не просят, - улыбается он, добавляя, что современные роботизированные системы - не такие и дорогие: - Мы покупаем робот-манипулятор за 5 тысяч долларов. Одна сварочная ячейка вместе со сварочным аппаратом стоит в районе 10-15 тысяч долларов и окупается за четыре месяца. У нас было 20 сварщиков, а сейчас два сварщика и один оператор".
Кроме алматинского производства, Баккулов начал проект в Саудовской Аравии. "Дело понемногу идет - там не принято быстро решать. Мы уже год ведем переговоры и пока на стадии выбора места для позиционирования, - сетует предприниматель и делится деталями проекта: - Вообще это было предложение от Siemens — нашего поставщика комплектующих. В прошлом году мы с ними нарастили большие объемы, вышли на второе место в регионе как потребители. Представители Siemens дали оценку рынка, понимание по сертификации, определили 98 видов продукции, которые мы собираемся производить".
Во время разговора Баккулов также рассказал: почему китайский электромобильный гигант BYD открыл завод не в Казахстане, а в Узбекистане; удалось ли его компании продать свой российский завод; как отразится на отрасли повышение НДС и какие конкурентные преимущества есть у Казахстана на рынке.