Рынки

Почему тормозит рынок электромобилей в Казахстане?

Пока в Казахстане отсутствуют зарядные станции, электромобили едут "налево"

Ссылка скопирована
Электромобиль на зарядной станции
В Казахстане на одну станцию приходится 43 электрокара Фото: Pexels/@Harry Tucker

Казахстан топчется на пороге масштабных изменений в транспортной сфере. Рынок электромобилей (ЭМ) демонстрирует впечатляющий рост, при этом отрасль сталкивается с рядом проблем, связанных с налоговой политикой, финансированием и инфраструктурой.

Спрос

На недавнем Forum Taxi Kazakhstan 2025 президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева озвучила цифры: по состоянию на август 2025 года в Казахстане зарегистрировано около 19,1 тыс. электромобилей — это на 79% больше, чем годом ранее.

При этом, по словам Макашевой, уже в ближайшие годы на казахстанском рынке могут появиться электромобили с запасом хода более 2 тыс. км, что значительно расширит возможности использования ЭМ в дальних поездках и повысит их привлекательность для потребителей.

Квота

Такой стремительный рост обусловлен прежде всего тем, что ввоз электромобилей в нашу страну осуществляется по нулевой ставке таможенных пошлин в рамках обязательств Казахстана в ВТО. Макашева заверила участников форума, что нулевая ставка на ввоз электрокаров сохранится.

Вместе с тем в октябре 2025 года в Казахстане исчерпалась квота на безпошлинный ввоз 15 тыс. электромобилей в рамках льготного таможенного режима ЕАЭС. Это привело к накоплению на складах большого количества "электричек". По словам депутата Мажилиса Сергея Пономарева, только на Хоргосе сейчас скопилось около 100 таких автомобилей.

По информации Макашевой, около 3000 электромобилей, ввезенных по льготной квоте, фактически были переправлены транзитом в другие страны. Это выявляет необходимость ужесточения контроля и пересмотра механизмов поддержки. "Возможно, нужны механизмы, чтобы данными льготами пользовались именно граждане Казахстана", - отметила она.

Налоги

Сейчас на новые партии электромобилей начисляется НДС в размере 12%, а с 2026 года ставка вырастет до 16%.

Налоги, а также кредиты и лизинг под 26–28% годовых делают приобретение новых "электричек" экономически невыгодным для многих компаний и частных лиц, отмечает глава EVO Taxi Серик Успанов. По его мнению, отсутствие системных субсидий и льготных программ кредитования ограничивает возможности для массового перехода на электромобили.

Зарядные станции

Еще одним серьезным препятствием для роста рынка электромобилей становится дефицит инфраструктуры.

По международным стандартам, на 10 электромобилей должна приходиться одна зарядная станция (ЭЗС). В Казахстане же на одну станцию приходится 43 электрокара, что создает серьезные неудобства для владельцев и ограничивает возможности массового перехода на электромобили. Особенно остро проблема ощущается в регионах и на трассах республиканского значения.

При этом учет существующих в Казахстане ЭЗС ведется кое-как. Последние официальные данные по количеству электрозарядных станций были озвучены год (!) назад. По данным МВД на 1 августа 2024 года, в республике имелось 351 ЭЗС, из них 283 – в Алматы и 21 – в Астане. На остальные регионы приходилось менее 50 зарядных станций для электромобилей. 

Сервис

Также в стране недостаточно сервисных центров и станций технического обслуживания электромобилей. Доставка запчастей занимает длительное время, что снижает привлекательность электрокаров для широкого круга потребителей.