США будут производить авитопливо из этанола в Казахстане
Американская компания намерена выпускать экологически чистое авиатопливо по своей технологии
Премьер-министр Олжас Бектенов провел встречу с главным исполнительным директором американской компании LanzaJet Джимми Самарицем и вице-президентом по коммерческой деятельности Стефаном Тионом по вопросам развития промышленного и технологического партнерства, сообщает пресс-служба главы правительства. Обсуждалось строительство завода по производству экологически чистого авиатоплива (SAF) в Рудном.
"LanzaJet является разработчиком технологии производства экологически чистого авиатоплива SAF из этанола, полученного из разных видов сырья, в том числе органического (зерно, кукуруза, картофель и др). Мощность будущего предприятия – 54 тыс. тонн авиатоплива и до 100 тыс. тонн переработки биоэтанола в год", – говорится в пресс-релизе.
В сентябре 2025 года "КазМунайГаз" и LanzaJet завершили и утвердили ТЭО проекта и приступили к детальному проектированию (FEED). В рамках FEED будут разработаны все технические и экономические решения для строительства предприятия. Меморандум о сотрудничестве в производстве SAF между сторонами был подписан в августе 2024 года
По данным проведенного Комитетом гражданской авиации (КГА) анализа рынка, к 2030 году потребление SAF в Казахстане может достичь 70 тыс. тонн в год. В целом нехватка авиакеросина в стране составляет 34,4%. За полгода, с объемом производства 340 тыс. тонн, потребление составило 518 тыс. тонн. В 2024 году объемы производства и потребления также показывали дефицит: 681 тыс. тонн и 866 тыс. тонн соответственно (дефицит 21,4%).
Для предотвращения роста цен на авиабилеты и отмены рейсов топливо приоритетно предоставляется отечественным перевозчикам. К 2027-2030 годам запланировано увеличение мощностей на трех НПЗ до 1,5 млн тонн в год. А уже с 2026 года будет отменен НДС для импорта ГСМ.
SAF (Sustainable Aviation Fuel) - экологически чистое авиационное топливо, производимое из возобновляемых источников. Его использование в смеси с традиционным авиакеросином Jet A-1 позволяет сократить выбросы парниковых газов до 95%.
LanzaJet, основанная в 2020 году компаниями LanzaTech, Suncor и Mitsui при дополнительных инвестициях Министерства энергетики США и All Nippon Airways, разработала сертифицированную технологию получения SAF из этанола (alcohol-to-jet). Технология позволяет использовать этанол, полученный из любого биологического или небиологического сырья.