10 человек, изменивших науку в 2025 году, – выбор журнала Nature
Среди них – женщина, которая спустилась на девять километров под воду
Журнал Nature традиционно подводит итоги года, называя людей, чьи открытия, деятельность или даже болезни повлияли на науку более всего. В список 2025 года вошли ученые, изучающие самые дальние уголки Вселенной и самые глубокие слои океана, а также те, кто борется с эпидемиями и разводит комаров.
NBK сделал короткий обзор топ-10 по версии Nature.
Сьюзан Монарес: защитница здравоохранения в США
Микробиолог и иммунолог Сьюзан Монарес возглавила Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) и попыталась отстоять научные стандарты в сфере вакцинации и общественного здоровья. Она отказалась увольнять ведущих учёных и утверждать рекомендации по вакцинам без анализа данных – за министр здравоохранения Роберт Кеннеди-младший лишил ее места.
История Монарес стала символом давления политики на науку и вызвала демарш части руководства CDC и публичные слушания в Конгрессе.
Ачал Агравал: охотник на плагиат в индийской науке
Математик Ачал Агравал обнаружил, что плагиат в индийских университетах уже стал нормой. Он ушёл из преподавания и создал инициативу India Research Watch. Он системно анализирует отозванные статьи, публично пишет о нарушениях и собирает анонимные сигналы о плагиате. Его работа способствовала тому, что национальная рейтинговая система NIRF теперь учитывает отозванные публикации и штрафует университеты за научные нарушения.
Тони Тайсон: архитектор обсерватории Веры Рубин
Физик Тони Тайсон более 30 лет продвигал идею нового телескопа, который сможет "переснимать" южное небо каждые 40 секунд. Обсерватория Веры Рубин в Чили с гигантской цифровой камерой позволит картировать тёмную материю, искать суперновые и потенциально опасные астероиды. Тайсон стоял у истоков проекта и превратил рискованную задумку в один из ключевых инструментов астрономии XXI века.
Прешес Матсосо: автор глобального договора о пандемиях
Южноафриканский эксперт по глобальному здравоохранению Прешес Матсосо была одним из ключевых игроков в переговорах ВОЗ по первому в истории международному договору о пандемиях. Ее задача заключалась в том, чтобы примирить интересы почти 190 стран и сделать будущие меры более справедливыми, чем во время COVID-19. Благодаря её настойчивости и умению искать компромисс государства согласовали текст соглашения, которое определяет правила обмена данными, доступности лекарств и совместных действий во время будущих кризисов.
Сара Табризи: лидер в терапии болезни Хантингтона
Невролог Сара Табризи стала лидером в клиническом исследовании первой генной терапии для болезни Хантингтона. Это наследственное заболевание мозга, причина которого - поломка гена: он заставляет клетки мозга производить вредный белок. Этот белок постепенно убивает нейроны: человек теряет координацию, хуже думает, меняется поведение.
Препарат, который доставляется в мозг вирусом-"курьером" вирусным вектором в мозг, снижает выработку мутантного белка и, по первым данным, на 75% замедляет деградацию функций по сравнению с контрольной группой. Это не окончательная победа над болезнью, но самый большой шаг вперёд за десятилетия.
Мэнгран Ду: исследователь самых глубоководных экосистем планеты
Геофизик Мэнгран Ду вместе с другими китайскими учеными исследовала Курило-Камчатскую впадину с борта батискафа "Фендуже" на глубине более 9 км. Ученые обнаружили там уникальную экосистему: черви и моллюски питаются энергией метана и сероводорода, а не солнечного света. Участники экспедиции описали новые для науки виды и нашли подобные экосистемы в других частях Тихого океана.
Лучиано Морейра: "фермер", разводящий комаров
Бразильский энтомолог Лучиано Морейра запустил в Куритибе завод, который еженедельно производит десятки миллионов Aedes aegypti (желтолихорадочных комаров), заражённых бактерией вольбахия. Такая инфекция резко снижает способность насекомых переносить смертельно опасный вирус лихорадки денге и другие патогены - чикунгунью, желтую лихорадку, вирус Зика. Комаров потом выпускают в бразильские города, и заболеваемость падает, потому что все потомство тоже несет в себе вольбахию. Например, в одном из городов - Нитерое - болеть стали на 90% меньше, и программа получила статус официальной меры здравоохранения в Бразилии.
Лян Вэньфэн: основатель DeepSeek и модели ИИ с открытым кодом
Бывший финансовый аналитик Лян Вэньфэн основал китайскую компанию DeepSeek и выпустил модель искусственного интеллекта R1, способную решать сложные логические задачи при существенно меньших затратах на обучение. R1 стала первой крупной "открытой" моделью такого класса: её можно бесплатно скачивать, изучать и дообучать. Модель R1 задала новый стандарт прозрачности и ускорила развитие конкурирующих открытых моделей в Китае и США.
Ифат Мербл: первооткрыватель нового вида иммунитета
Системный биолог Ифат Мербл, исследуя протеасомы – "измельчители" белков внутри клеток, – обнаружила тысячи пептидов с антимикробными свойствами. Оказалось, что при бактериальной инфекции протеасома может переключаться на производство пептидов, убивающих микробов.
Это открытие показывает, что обычные клеточные белки могут преобразовываться в молекулы врожденного иммунитета, а значит, защита нашего организма устроена значительно сложнее, чем считалось раньше.
Кей Джей Малдун: пациент гиперперсонализированной терапии CRISPR
Кей Джей Малдун родился с редким генетическим дефектом фермента CPS1, из-за которого в крови накапливается токсичный аммиак. Команда врачей и исследователей разработала для младенца уникальную терапию на основе точечного редактирования ДНК CRISPR ("молекулярные ножницы"), нацеленную на одну конкретную мутацию в его геноме, и провела лечение в рекордные сроки. Хотя ребенку по-прежнему нужен контроль и поддерживающая терапия, его случай стал первым ярким примером персонализированного геномного редактирования, что открыло путь к лечению других сверхредких заболеваний.